Сайт компьютерных навыков

В чем состоит удобство табличного представления информации. Табличные модели — Гипермаркет знаний. Задания для самостоятельного выполнения

Структура и правила оформления таблицы

Для описания ряда объектов, обладающих одинаковыми наборами свойств, наиболее часто используются таблицы, состоящие из столбцов и строк.

Тебе хорошо известно табличное представление расписания уроков, в табличной форме представляются расписания движения автобусов, самолётов, поездов и многое другое.

Представленная в таблице информация наглядна, компактна и легко обозрима.

В таблице может содержаться информация о различных свойствах объектов, об объектах одного класса и разных классов, об отдельных объектах и группах объектов.

Правильно оформленная таблица имеет структуру:

Необходимо соблюдать следующие правила оформления таблиц.

  1. Заголовок таблицы должен давать представление о содержащейся в ней информации.
  2. Заголовки граф и строк должны быть краткими, не содержать лишних слов и, по возможности, сокращений.
  3. В таблице должны быть указаны единицы измерения. Если они общие для всей таблицы, то указываются в заголовке таблицы (либо в скобках, либо через запятую после названия). Если единицы измерения различаются, то они указываются в заголовках строк или граф.
  4. Желательно, чтобы все ячейки таблицы были заполнены. При необходимости в них заносят следующие условные обозначения:
  • \(?\) - данные неизвестны;
  • × - данные невозможны;
  • ↓ - данные должны быть взяты из вышележащей ячейки.

Для того, чтобы на основании информации, представленной в текстовой форме, составить табличную модель, необходимо:

  1. Выделить в тексте имена объектов, имена свойств объектов и значения свойств объектов;
  2. Уточнить структуру таблицы;
  3. «Заселить» таблицу, перенеся в неё информацию из текста.

При выделении в тексте имен объектов, имен свойств и их значений удобно подчеркивать их разными линиями. Договоримся подчеркивать имена объектов прямой, имена свойств - двойной, а значения свойств - пунктирной линиями.

Условно все множество таблиц можно разделить на простые и сложные .

Простые таблицы

Таблица типа «объекты-свойства» (ОС)

Таблица типа «объекты-свойства» - это таблица, содержащая информацию о свойствах отдельных объектов, принадлежащих одному классу.

Общий вид таблиц типа ОС:

Количество строк в таблице зависит от количества имеющихся объектов, а количество столбцов количества рассматриваемых свойств.

В этой таблице приведена информация о некоторых древних русских городах, хранящих уникальные памятники нашей культуры и истории и образующих всемирно известное Золотое кольцо России. Эта информация отражена в заголовке таблицы.

В таблице представлены объекты: «Владимир», «Кострома», Переславль-Залесский» и «Гусь - Хрустальный», принадлежащие классу «город». Для каждого объекта приведены значения свойств «год основания», «основатель» и «достопримечательность», выраженные числами и словами.

В маленьких таблицах (из \(3 - 4\) строк) объекты можно перечислять в произвольном порядке. Если объектов в таблице много, то располагать их надо в некотором осмысленном порядке, согласно некоторому правилу. Например, в таблице \(2.2\) города могут быть перечислены в алфавитном порядке, по возрастанию или убыванию годов их основания.

Если в таблице типа ОС свойств больше, чем объектов, то её можно «повернуть набок»: строки превратить в графы, а графы - в строки.

Таблица типа «объекты - объекты - один» - это таблица, содержащая информацию о некотором одном свойстве пар объектов, чаще всего принадлежащих разным классам.

В этой таблице головка (верхний заголовок) имеет сложную (двухъярусную) структуру.

Таблица типа ООО может быть «повёрнута на бок» строки превращены в графы, а графы - в строки.

В таблице типа ООО фиксируется одно свойство пары объектов, поэтому в её ячейках всегда содержатся значения одного типа: или числа, или слова, или графические изображения.

Сложные таблицы

Таблица типа «объекты - объекты - несколько» (ООН)

Таблица типа «объекты - объекты - несколько» - это таблица, содержащая информацию о нескольких свойствах пар объектов, принадлежащих разным классам.

Общий вид таблиц типа ООН:

В этой таблице головка (верхний заголовок) имеет трехъярусную структуру.

1. В чем состоят преимущества и недостатки табличного представления баз данных?2. В чем состоят преимущества и недостатки представления баз данных с

использованием формы?3. Что такое запись и что такое поле в базе данных?4. Поля каких типов могут присутствовать в базе данных?5. Существует ли разница между базой данных и СУБД?6. Какие приложения могут выполнять функции простой СУБД?

Помогите,пожалуйста с тестом по информатике! Это срочно! Даю 30 баллов!

1.Примером документальной базы данных является база данных,содержащая:
а)законодательные акты
б)Сведения о кадровом составе учреждения
в)Сведения о финансовом состоянии учреждения
2.База данных - это...
а)Страница классного журнала
б)Каталог файлов,хранимых на диске
в)Расписание поездов
г)Электронная таблица

б) Вектор
в) Генеалогическое древо
г) Двумерная таблица

б) Автоматически нумеруются
в) Именуются по правилам,специфичным для каждой конкретной СУБД
г) Нумеруются по правилам,специфичным для каждой конкретной СУБД
а) Одного из полей
б) Одной записи
в) Нескольких записей
г) Всех записей
а) Неоднородная информация(данные разных типов)
б) Исключительно однородная информация(данные только одного типа)

8. Значение выражения 0,7-3>
а) Числовому
б) Логическому
в) Строковому
г) Целому
9. Система управления базами данных(СУБД) - это...
10. Модель отражает:


д) Все существенные признаки
а) Текстовую
б) Математическую
в) Структурную
г) Табличную
д) Графическую

в) Моделирующего субъекта;цели моделирования и моделируемого объекта

13. Рисунки,карты,чертежи,диаграммы,схемы,графики представляют собой модели следующего вида:
а) Табличные информационные
б) Математические модели
в) Натурные



Помогите, пожалуйста с тестом по информатике! Хоть что-то! Это срочно! Даю 40 баллов!

1.Примером документальной базы данных является база данных, содержащая:
а) законодательные акты
б) Сведения о кадровом составе учреждения
в) Сведения о финансовом состоянии учреждения
2.База данных - это.. .
3.Примером иерархической базы данных является
а) Страница классного журнала
б) Каталог файлов, хранимых на диске
в) Расписание поездов
г) Электронная таблица
4.Наиболее точным аналогом реляционной базы данных может служить:
а) Неупорядоченное множество данных
б) Вектор
в) Генеалогическое древо
г) Двумерная таблица
5. Поля реляционной базы данных
а) Именуются пользователем произвольно с определенными ограничениями
б) Автоматически нумеруются
в) Именуются по правилам, специфичным для каждой конкретной СУБД
г) Нумеруются по правилам, специфичным для каждой конкретной СУБД
6.Структура реляционной базы данных меняется при удалении:
а) Одного из полей
б) Одной записи
в) Нескольких записей
г) Всех записей
7.В записи реляционной базы данных может содержаться:
а) Неоднородная информация (данные разных типов)
б) Исключительно однородная информация (данные только одного типа)
в) Только текстовая информация
г) Исключительно числовая информация
8. Значение выражения 0,7-3>2 относится к следующему типу данных:
а) Числовому
б) Логическому
в) Строковому
г) Целому
9. Система управления базами данных (СУБД) - это.. .
10. Модель отражает:
а) Все существующие признаки объекта
б) Некоторые из всех существующих
в) Существенные признаки в соответствии с целью моделирования
г) Некоторые существенные признаки объекта
д) Все существенные признаки
11. При описании отношений между элементами системы удобнее всего использовать информационную модель следующего типа:
а) Текстовую
б) Математическую
в) Структурную
г) Табличную
д) Графическую
12. Понятие модели имеет смысл при наличии:
а) Моделирующего субъекта и моделируемого объекта
б) Цели моделирования и моделируемого объекта
в) Моделирующего субъекта; цели моделирования и моделируемого объекта
г) Цели моделирования и двух различных объектов
д) Желания сохранить информацию об объекте
13. Рисунки, карты, чертежи, диаграммы, схемы, графики представляют собой модели следующего вида:
а) Табличные информационные
б) Математические модели
в) Натурные
г) Графические информационные
д) Иерархические информационные
14. Суть основного тезиса формализации состоит в принципиальной возможности:
а) Представления информации на материальном носителе
б) Передачи информации от одного объекта к другому
в) Обработка информации человеком
г) Хранение информации в памяти компьютера
д) Разделение объекта и его обозначения

| Информатика и информационно-коммуникационные технологии | Планирование уроков и материалы к урокам | 8 классы | Планирование уроков на учебный год | Табличные модели

Урок 12
Табличные модели

Табличные модели. Вопросы и задания

Табличные модели
Вопросы и задания

Коротко о главном

Для представления информационных моделей широко используются прямоугольные таблицы .

В таблице типа «объект-свойство» одна строка содержит информацию об одном объекте. Столбцы - отдельные характеристики (свойства) объектов.

В таблице типа «объект-объект» отражается взаимосвязь между различными объектами.

Числовая прямоугольная таблица называется матрицей. Матрица, составленная из нулей и единиц, называется двоичной.

Двоичная матрица отражает качественный характер связей между объектами.

Вопросы и задания

1. В чем состоит удобство табличного представления информации?

2. Приведите примеры таблиц, с которыми вам приходится иметь дело в школе и дома. Определите тип, к которому они относятся: «объект-свойство» или «объект-объект».

3. Что такое матрица? Что такое двоичная матрица?

4. Представьте в табличной форме сведения об увлечениях ваших одноклассников. Какой тип таблицы вы используете для этой цели?

5. Использование табличной модели часто облегчает решение информационной задачи. В следующей таблице закрашенные клетки в расписании занятий соответствуют урокам физкультуры в 9-11 классах школы.

Выполните следующие задания:

Определите, какое минимальное количество учителей физкультуры требуется при таком расписании;
найдите один из вариантов расписания, при котором можно обойтись двумя учителями физкультуры;
в школе три учителя физкультуры: Иванов, Петров, Сидоров; распределите между ними уроки в таблице так, чтобы ни у кого не было «окон» (пустых уроков);
распределите между тремя учителями уроки так, чтобы нагрузка у всех была одинаковой.

Информация — это сведения, получаемые из окружающего нас мира. По форме представления различают числовую, текстовую, графическую, звуковую, текстовую и видеоинформацию. Также удобной формой для представления информации является табличная. На вопрос, в чем состоит удобство табличного представления информации, можно смело ответить, что именно в такой форме все компактно организовано и нет лишнего текста, поэтому можно быстро находить нужные значения.

Таблица для представления информации характеризуется своим названием, содержанием ячеек, количеством строк и столбцов с их названиями. Основными элементами табличного представления являются записи — это строки, которые содержат данные различного типа и чаще всего относятся к одному объекту; поля — это столбцы, которые, как правило, содержат данные одного типа; реквизиты — это конкретные значения, которые находятся в ячейках представляемой таблицы.

Для того, чтобы привести информацию к табличному представлению, нужно произвести анализ всей информации и определить объекты, о которых пойдет представление, выделить их свойства и отношения между собой. Далее определить общее количество нужных столбцов и порядок их расположения, назначить наименования для этих столбцов и выбрать порядок размещения строк так же с назначением наименований. После чего можно размещать реквизиты или данные по ячейкам таблицы.

Урок-лекция в 9 классе

«Табличные модели. Таблицы типа «объект-свойство», «объект-объект»».

Тип урока: урок-лекция .

Цель: дать четкое понятие табличным информационным моделям.

Задачи урока

Обучающие:

    дать представление о таблицах, матрицах, двоичной матрицы;

    познакомить учащихся с типами таблиц;

    научить различать таблицы различных типов;

    изучить: таблица как способ представления информации.

Развивающие:

    развитие познавательных интересов;

    развивать у школьников творческое мышление, логическое мышление;

    формировать умение школьников применять современное программное обеспечение в решении задач, развивать познавательный интерес.

    развитие внимания, памяти, мышления;

    развитие творческих способностей;

    развитие самоконтроля, умения конспектировать.

Воспитательные:

    прививать интерес к предмету;

    воспитание внимательности, аккуратности, дисциплинированности, воспитание информационной культуры учащихся;

    формировать навыки самостоятельности и дисциплинированности;

    воспитывать информационную культуру школьников;

    способствовать воспитанию целеустремленности, настойчивости.

Решаемые учебные задачи:

    расширить представление о моделях и моделировании;

    сформировать /систематизировать представление о табличных моделях как разновидности информационных моделей;

    сформировать/актуализировать умения создания и модификации таблиц.

Знания и умения:

    знать понятие таблица;

    понимать, что таблица является отображением различных процессов;

    знать и различать типы таблиц;

    знать понятие матрицы, двоичной матрицы.

Оборудование: доска, компьютер, проектор, презентация по теме.

ПЛАН УРОКА

    Организационный момент – 2 мин.

    Проверка д/з – 5 мин.

    Актуализация знаний – 4 мин.

    Объяснение новой темы – 13-15 мин.

    Закрепление нового материала – 16-18 мин.

    Подведение итогов урока – 1 мин

    Домашнее задание – 1 мин

ХОД УРОКА

    Организационный момент (2 мин.)

    Тема, число на доске;

    Приветствие (Здравствуйте ребята, присаживайтесь);

    Проверяем готовность к уроку (ручки, карандаш, линейка, тетрадь, учебник, дневник и техника безопасности );

    Устно проговариваю план урока.

    Проверка д/з – (5 мин)

Проверка в устной форме, затем дети сдают бланки.

    Актуализация знаний.

Одной из распространенных форм информационной модели является прямоугольная таблица , состоящая из строк и столбцов (слайд 2) . Использование таблиц настолько привычно, что для их понимания обычно не требуется дополнительных объяснений. Уже в школьной жизни приходится встречаться с массой таблиц (слайд) : расписание занятий, журнал успеваемости, график дежурств, таблица Менделеева, таблицы физических свойств веществ, таблицы исторических дат и многое другое. Информация в таблицах обязательно упорядочена по какому-то принципу. Например, в классном журнале - в алфавитном порядке фамилий учеников; в расписании занятий - по дням недели и номерам уроков и т.д. Такая упорядоченность позволяет быстро находить в таблице нужные сведения.

    Объяснение новой темы

Существует несколько видов прямоугольных таблиц (слайд) .

К наиболее часто используемому типу таблиц относят таблицы типа «объект-свойство» .

В одной строке такой таблицы содержится информация об одном объекте (книга в библиотеке или состояние погоды в 12-00 в данный день). Столбцы (графы) - отдельные характеристики (свойства) объектов .

В верхней строке таблицы обычно располагаются заголовки граф. Вот пример прямоугольной таблицы (слайд) . Данная таблица является примером таблицы типа "объект-свойство". Каждая строка такой таблицы относится к конкретному объекту. Первая графа обычно идентифицирует этот объект, последующие графы отражают свойства (характеристики) объекта.

При составлении таблицы в нее включается лишь та информация, которая интересует пользователя (слад) .

Конечно, строки и столбцы в таблицах можно поменять местами, повернув их на 90°. Иногда так и делают. Тогда строки будут соответствовать свойствам, а столбцы - объектам. Но чаще всего таблицы строят так, чтобы строк в них было больше, чем столбцов. Как правило, объектов больше, чем свойств.

Пример таблиц (слайд) .

Другим распространенным типом таблиц являются таблицы, отражающие взаимосвязи между разными объектами . Их называют таблицами типа «объект-объект».

Вот понятный каждому школьнику пример таблицы успеваемости (слайд) .

Строки относятся к ученикам - это первый вид объектов; столбцы - к школьным предметам - второй вид объектов. В каждой ячейке таблицы, на пересечении строки и столбца, - оценка, полученная данным учеником по данному предмету. В такой таблице строки и графы могут поменяться местами: в строках - предметы, в столбцах - ученики.

(слайд) В математике прямоугольная таблица, составленная из чисел, называется матрицей. Если матрица содержит только нули и единицы, то она называется двоичной матрицей. Важной разновидностью таблиц типа "объект-объект" являются двоичные матрицы. Двоичные матрицы отображают качественную связь между объектами - есть связь или нет связи.

Например, если бы ученики могли выбирать изучаемые предметы по своему усмотрению, то сведения о том, кто что изучает, можно было бы представить в виде следующей таблицы (в ней единица указывает на изучаемый предмет, а ноль - на не изучаемый) (слайд) .

(слайд) Следующая таблица тоже имеет тип «объект-объект» и вид двоичной матрицы .

Однако, в отличие от предыдущей таблицы, в ней строки и столбцы относятся к одному и тому же виду объектов. В этой таблице содержится информация о наличии прямых дорог между населенными пунктами, согласно карте.

Табличный способ представления данных является универсальным. Любую структуру данных, в том числе и представленную в форме графа, можно свести к табличной форме. Приведение информации к табличной форме называется нормализацией данных (слайд).

Необходимо соблюдать следующие правила оформления таблиц (слайд).

    Заголовок таблицы должен давать представление о содержащейся в ней информации.

    Заголовки столбцов и строк должны быть краткими, не содержать лишних слов и, по возможности, сокращений.

    Для числовых величин в таблице должны быть указаны единицы измерения. Если они общие для всей таблицы, то указываются в заголовке таблицы (либо в скобках, либо через запятую после названия). Если единицы измерения различаются, то они указываются в заголовках соответствующих строк или столбцов.

    Желательно, чтобы все ячейки таблицы были заполнены. При необходимости в них заносят следующие условные обозначения:

? - данные неизвестны; х - данные невозможны;
↓ - данные должны быть взяты из вышележащей (или нижележащей) ячейки.

Пример (слайд, слайд)

Для того чтобы на основании информации, представленной в текстовой форме, составить табличную модель, необходимо (слайд) :

    выделить в тексте имена объектов, имена свойств объектов и значения свойств объектов;

    уточнить структуру таблицы;

    заполнить таблицу, перенеся в неё информацию из текста.

При выделении в тексте имён объектов, имён свойств и их значений удобно подчёркивать их разными линиями. Договоримся подчёркивать имена объектов прямой, имена свойств - двойной, а значения свойств - пунктирной линией.

    Закрепление нового материала.

Вопросы и задания (слайд)

1. В чем состоит удобство табличного представления информации?

2. Приведите примеры таблиц, с которыми вам приходится иметь дело в школе и дома. Определите тип, к которому они относятся: «объект-свойство» или «объект-объект».

3. Что такое матрица? Что такое двоичная матрица?

4. Представьте в табличной форме сведения об увлечениях ваших одноклассников. Какой тип таблицы вы используете для этой цели?

5. Четыре футбольных команды: итальянская команда «Милан», испанская – «Реал», российская – «Зенит», английская – «Челси» встретились в групповом этапе лиги чемпионов по футболу. Их тренировали тренеры из этих же четырех стран: итальянец Антонио, испанец Родриго, русский Николай, англичанин Джон. Известно, что национальность у всех четырех тренеров не совпадала с национальностью команд. Требуется определить тренера каждой команды, если известно:
а) Зенит не тренируется у Джона и Антонио.
б) Милан обещал никогда не брать Джона главным тренером.

Ответ:

6. (слайд) Глядя на таблицу, определите, какой из пяти серверов является узловым.

Решение следующее: поскольку по данному определению узловым называется тот сервер, с которым непосредственно связаны все другие серверы, то в матрице нужно искать строку, состоящую только из единиц. Это строка С4. Значит, сервер С4 является узловым.

7. (слайд) Следующее задание, связанное с этой же таблицей, может быть следующим: нарисовать схему компьютерной сети, изобразив серверы кружками, а связи - линиями.

Ответ:

Этот пример еще раз демонстрирует, что для зрительного восприятия структуры системы удобнее графическая форма, а для компьютерной обработки - табличная.

    Подведение итогов урока

Коротко о главном (слад)

    Для представления информационных моделей широко используются прямоугольные таблицы.

    В таблице типа «объект-свойство» одна строка содержит информацию об одном объекте. Столбцы - отдельные характеристики (свойства) объектов.

    В таблице типа «объект-объект» отражается взаимосвязь между различными объектами.

    Числовая прямоугольная таблица называется матрицей. Матрица, составленная из нулей и единиц, называется двоичной.

Двоичная матрица отражает качественный характер связей между объектами.

    Домашнее задание: (слайд)

    Повторить весь материал, изученный на уроке. Найти в Интернете дополнительный материал по данной теме и изучить.

    Пятеро одноклассников - Ирена, Тимур, Камилла, Эльдар и Залим стали победителями олимпиад школьников по физике, математике, информатике, литературе и географии. Известно, что: победитель олимпиады по информатике учит Ирену и Тимура работе на компьютере; Камилла и Эльдар тоже заинтересовались информатикой; Тимур всегда побаивался физики; Камилла, Тимур и победитель олимпиады по литературе занимаются плаванием; Тимур и Камилла поздравили победителя олимпиады по математике; Ирена сожалеет о том, что у нее остается мало времени на литературу. Победителем какой олимпиады стал каждый из этих ребят?

Похожие публикации