Сайт компьютерных навыков

Тематический информационный час. Обзорный информационный классный час. Методика проведения информационного классного часа. Викторины ориентированы на

Подробности Создано 15.09.2013

Сегодня, в эпоху обострения международных отношений и национальных конфликтов, экологических катастроф и социально-экономической нестабильности, политическая информированность стала не только залогом социальной адаптации, профессиональной пригодности и гражданской компетентности личности, но и проблемой выживания для каждого. Значимость проведения информационных часов невозможно переоценить. Его задачи — помочь учащимся сориентироваться в потоке событий, выработать свою активную гражданскую позицию, почувствовать собственную социальную значимость, осознанно участвовать в общественно-культурной жизни учебного заведения, города, республики, отстаивать личные интересы с учетом собственной социальной безопасности.

Таким образом, информационный час — форма просветительной работы среди учащихся, направленная на воспитание гражданской культуры молодежи, формирование ее кругозора, социальной зрелости в условиях политического плюрализма.

Информационные часы целесообразно проводить еженедельно по расписанию учебных занятий. По количеству рассматриваемых тем и глубине обсуждения проблемы информационные часы подразделяются на обзорные и тематические.

Обзорный информационный час — это краткое обозрение основных политических, культурных и спортивных событий, произошедших за определенный отрезок времени в стране и за рубежом. Информирование учащихся рекомендуется проводить по следующей схеме:

  1. Государственная внешняя политика (стратегические направления международной деятельности, правительственные визиты и прием делегаций, подписание договоров, участие РБ в решении международных конфликтов);
  2. Государственная внутренняя политика (новейшие указы, распоряжения, пути решения проблем по различным отраслям, тенденции развития нашего общества, республиканские мероприятия и экономические достижения);
  3. Новости из России и стран Содружества (реализация основных направлений государственной политики);
  4. Последние события в мире;
  5. Глобальные экологические проблемы и пути их решения;
  6. Новости науки, культуры, образования, здравоохранения, спорта.

Организация информационного часа включает этап подготовки и этап проведения.

Этап подготовки предполагает прежде всего выбор ведущего и распределение подтем информационного часа между его участниками. Ответственные за освещение каждого направления и ведущий предварительно назначаются куратором или выбираются самими ребятами. В роли ведущего может выступать как сам куратор, так и один из учащихся, лучше — лидер группы, способный с легкостью увлечь сверстников, сфокусировать их внимание на определенной проблеме. Куратор (ведущий) по необходимости участвует в подборе актуального материала, разрабатывает вопросы, конкретизирующие тему, определяет персональные и коллективные задания для учащихся с учетом уровня их культуры и индивидуальных особенностей развития ребят, проводит индивидуальные консультации, уточняет цель и план проведения информационного часа.

Очень важно научить учащихся самостоятельно отбирать нужный материал для информационного часа. Для этого необходимо обратить их внимание на основные критерии отбора информации: актуальность, объективность, значимость, достоверность, оперативность, убедительность. Учащиеся должны осмотрительно относиться к материалам сомнительного происхождения, тенденциозности, односторонней ориентации, националистической и шовинистической направленности.

Огромное значение имеет умение учащихся пользоваться основными источниками информации. К ним относятся:

1) периодическая печать. Традиционно газеты и журналы наиболее широко используются при подготовке к информационному часу. Хотелось бы подчеркнуть, что монотонная подача информации, особенно некомментируемое затяжное чтение статей, резко снижает интерес учащихся к поставленной проблеме. Поэтому для придания выступлению по материалам из периодической печати яркости и динамизма рекомендуется предусмотреть использование фотоиллюстраций и рисунков из журналов, газет, альбомов, сатирических стихотворений, памфлетов, различных таблиц, схем, диаграмм, которые по необходимости могут воспроизводиться на доске.

2) словари и справочники. Политический, экономический, юридический, философский словари, справочники «Страны мира», «Зарубежные молодежные организации» и другая подобная литература — неотъемлемый инструментарий в воспитании политической культуры учащихся. Изобилие непонятных терминов, аббревиатур, ссылок на малознакомые имена, организации, события зачастую отпугивает ребят. Целенаправленная работа по повышению политической грамотности должна охватывать всех участников информационного часа. Важно популярным языком объяснить, растолковать сложные понятия и термины, использовать лингво-страноведческие комментарии во время выступлений, цитировать отдельные словарные статьи с целью постоянного пополнения общественно-политического глоссария учащихся. Отдельная информация из словарей и справочников может размещаться и периодический обновляться на специально оформленных стендах (напр., «Время, события, люди», «Планета») под рубрикой «Твой политический словарь».

В выборе учащимися для работы печатных изданий (газет, журналов, справочников, словарей, книг) важную роль играет библиотекарь. Необходимо (если этого не было сделано ранее), чтобы библиотекарь провел для ребят краткий экскурс в мир периодики, энциклопедий и других изданий с целью формирования у подростков четкого представления о направленности, достоверности, стиле и глубине изложения информации в том или ином издании. В дальнейшем рекомендуется, чтобы библиотекарь периодически знакомил учащихся с новостями книжного рынка, а также рекомендовал для изучения на информационном часе достойные внимания ребят материалы и документы.

3) телевизионные передачи. Своевременное предупреждение учащихся о том, когда и на какую тему будут демонстрироваться документальные и хроникальные фильмы, информационно-аналитические передачи, ток-шоу, интервью, дает возможность включать обсуждение определенной телепередачи в ход информационного часа. Важно приучить молодежь систематически просматривать такие программы как «Панорама», «Время», «Вести», «Сегодня», «Взгляд», «Тема», которые позволяют быть в курсе проблем, наиболее остро звучащих сегодня в нашей республике, России, странах ближнего и дальнего зарубежья. При достаточной технической оснащенности кабинета, в котором проводится инфочас, рекомендуется использовать и коллективный просмотр видеосюжетов. Несомненным достоинством такой формы информирования является традиционно высокий интерес учащихся к групповым телепросмотрам, наглядность, оперативность подачи материала.

4) радиопередачи. Радиоинтервью, сводки новостей, радиокомментарии компетентных лиц к событиям могут быть с успехом использованы как в ходе подготовки учащихся, так и для выступлений перед группой. Техническая доступность организации аудиопрослушивания (нужна лишь магнитола и кассета с записью!) позволяет использовать этот источник информации, чтобы избежать однотипной подачи материала. Радиопозывные популярных молодежных радиостанций перед каждым очередным выступлением учащихся активизируют внимание слушателей, придадут инфочасу живость и динамизм.

5) Интернет. Этот источник информации заслуживает сегодня особого внимания. Помимо широчайшего спектра охватываемых проблем, Интернет имеет еще одно бесспорное преимущество — возможность подключения к первоисточникам информации, получения материалов по запросу, оперативного обмена опытом, идеями, технологиями с другими организациями. Поэтому целесообразно, чтобы учащиеся, имеющие доступ в Интернет, активно использовали эту возможность при подготовке к информационному часу.

Этап проведения. Ход информационного часа координирует ведущий или куратор учебной группы. Он сообщает тематику, цель информационного часа, обосновывает актуальность обсуждаемой проблемы, устанавливает очередность выступающих.

При проведении инфочаса важно не столько уделять внимание сведениям о том или ином событии, сколько пробуждать к нему интерес, заставлять задуматься, прочитать о проблеме в газете, журнале, книге, активно реагировать на происходящее. С этой целью после каждого сообщения учащегося ведущий предусматривает для группы возможность:

  1. задать вопросы выступающему;
  2. дополнить сообщения новыми фактами, примерами;
  3. обменяться мнениями;
  4. сформулировать выводы по обсуждаемому вопросу.

После завершения всех выступлений и дискуссий ведущий подводит общий итог информационного часа.

Представляет интерес периодическое проведение обзорного информационного часа со свободным выбором тем (1 раз в 4-6 недель). Тематические направления в таком случае не распределяются, но обязательной является подготовка каждого учащегося по наиболее заинтересовавшему его событию. Цель — выявление проблем, актуальных с точки зрения молодежи; пробуждение творческого поиска при подборе материала, достойного внимания сверстников. Не успевшим выступить (ведь готовились —то все) предлагается разместить свои материалы с указанием фамилии подготовившего на специально оформленном информационном стенде.

Для более глубокого обсуждения какой-либо злободневной проблемы целесообразно проведение тематических информационных часов.

Этап подготовки. Определение темы — один из наиболее важных моментов подготовки тематического информационного часа. Формальный подход к выбору темы, не учитывающий важнейшие требования — актуальность информативного материала, то есть связь его с ведущими проблемами молодежи, государства, мировой общественности, ведет к снижению личной заинтересованности и воспитательного воздействия информационного часа на учащихся. Очень важна в воспитательном отношении такая позиция куратора, при которой педагог не просто предлагает учащимся разработанную им тематику, а обсуждает ее вместе с ними. Итогом коллективного обсуждения становится рассмотренная и одобренная активом учащихся перспективная тематика информационного часа. В результате уже с первого момента подготовки информационного часа учащиеся поставлены в позицию активных его участников.

К тематическому информационному часу заранее разрабатываются вопросы, конкретизирующие тему, подбирается рекомендуемая литература, готовятся наглядные пособия, аудио- и видеосюжеты, по необходимости (и по возможности) ведется работа в Интернет.

Этап проведения. Тематический информационный час может быть организован в форме беседы, в ходе которой учащиеся делают сообщения по отдельным вопросам темы, или в форме дискуссии.

Значительно повышают интерес к освещаемой на тематическом инфочасе проблеме и собственные видеосюжеты ребят: «корреспондент» в присутствии «оператора» с видеокамерой проводит тематический блиц-опрос в многолюдном месте своего учебного заведения (в холле, столовой, на выходе). Вопросы готовятся заранее (например: «Как Вы относитесь к альтернативной службе в армии?» «Что бы Вы предпочли для себя (своего сына)?» и т.п.), а респондентами могут являться как учащиеся, так и администрация учебного заведения, родители, случайные посетители. Сколько эмоций вызывает у ребят последующий видеопросмотр калейдоскопа мнений со знакомыми лицами на экране! А ведь это не просто игра — невольно приходится вникнуть в проблему, согласиться или поспорить с высказанным мнением. Подобное начало инфочаса, привлекая внимание учащихся к обсуждаемой теме, является благодатной почвой для последующего всестороннего исследования поставленной проблемы, побуждает к поиску и аргументированию собственного мнения.

Одна из разновидностей тематического информационного часа — «круглый стол» с присутствием компетентного лица по проблеме и активным вовлечением учащихся в дискуссию. Информация по теме может быть изложена как самим гостем (историком, юристом, экологом, депутатом, членом Правительства или Администрации Президента), так и лидером учебной группы, способным с легкостью пробудить интерес к событию и создать обстановку раскрепощенного обмена мнениями.

Проблема для освещения на тематическом информационном часе может быть продиктована последними событиями в мире или предложена самими учащимися:

  1. правовой «ликбез»;
  2. Чернобыль: вчера, сегодня, завтра;
  3. международный терроризм: где же выход?
  4. альтернативная служба в армии: «за» и «против»;
  5. экология: в поисках пути выживания, и др.

Целесообразно, чтобы круг участников тематического инфочаса не ограничивался рамками одной учебной группы. Встречи с интересными людьми, обсуждение злободневных событий в мире — повод объединить за «круглым столом» несколько групп, преподавателей-предметников, родителей, администрацию учебного заведения. Результатом обсуждения может стать формирование концепции по заданной теме как каждого отдельного участника, так и всего учебного заведения. Принятые за «круглым столом» решения могут направляться (через Интернет или по почте) в соответствующие органы и инстанции в форме рекомендаций, отзывов, предложений, благодарностей, требований, концепций.

Деятельностный подход к изучению государственных и политических событий вырабатывает у учащихся чувство сопричастности к происходящему в мире, повышает гражданскую самооценку каждого, помогает молодым людям лучше понять механизмы социально-экономических процессов и побуждает к активным действиям по преобразованию негативных общественных явлений.

Для выработки своей концепции и программы действий по отдельным социально-экономическим направлениям учащимися могут создаваться выборные инициативные комитеты — инфоцентры : экологический, национально-патриотический, правозащитный, по культурным связям и др. Деятельности таких инфоцентров целесообразно охватывать следующие направления:

  1. приглашение на информационные часы в группах компетентных лиц;
  2. информационно-просветительная работа среди учащихся;
  3. организация общеучилищных мероприятий (правовые консультации, семинары, акции поддержки, протеста, концерты с участием известных деятелей культуры);
  4. создание информационных страничек в Интернет с целью оповещения о своей деятельности, поиска единомышленников, обмена мнениями, идеями, опытом;
  5. соучастие в программных мероприятиях с курирующими и равнопартнерскими организациями (комитетами, течениями, партиями, союзами) своего профиля, делегирование своих представителей на городские, республиканские, международные акции, обучение соответствующим видам деятельности на тренингах, семинарах, слетах общегосударственного и международного общения.

Роль куратора в проведении и подготовке информационного часа зависит от уровня развития самоуправления в группе. Но даже при высокой степени самостоятельности учащихся следует подчеркнуть, что именно под грамотным руководством куратора крепнут разрозненные идеи энтузиастов и принимают форму целенаправленной масштабной деятельности.

Формы проведения:

«Информация +» — одна из наиболее распространенных форм информирования учащихся, пришедшая на смену такой хорошо известной форме как политинформация. Это ознакомление учащихся с событиями в стране и за рубежом по определенной схеме (внешняя и внутренняя политика Республики Беларусь; тенденции развития России и стран Содружества; события в странах дальнего зарубежья; новости науки, культуры, экологии, здравоохранения, спорта). «+» указывает на то, что помимо изложения материала по теме, выступающий предусматривает демонстрацию наглядного материала, комментирует сообщение, обменивается мнениями с группой.

«Информ-дайджест» — еженедельная «пятиминутка» со свободным выбором тем. Каждый из учащихся, предварительно проанализировав общественно-политические события за минувшую неделю, знакомит группу с наиболее интересными и значимыми материалами из прессы, информационных радио- и телепередач.

«Спрашивали — отвечаем» — форма обзорного инфочаса по заранее отобранным, наиболее актуальным для ребят проблемам. Предварительно собираются сведения у учащихся о том, какие события современной жизни их заинтересовали более всего. Полученные вопросы распределяются между учащимися в классе, затем подбирается материал и готовятся выступления.

«Встречи с молодежными журналами» — ежемесячный обзорный инфочас по материалам молодежных журналов. Форма проведения — поочередное выступление учащихся с обзором и обсуждением наиболее понравившихся материалов общественно-политического характера, помещенных в журналах «Юность», «Ровесник», «Смена» и др.

«Беседа за «круглым столом» — форма изучения актуальной социальной проблемы и свободного обмена мнениями по ней. Беседа может быть начата тематическим выступлением ведущего или гостя инфочаса (историком, юристом, экологом, депутатом, членом Правительства или Администрации Президента), а также просмотром видеофрагмента по проблеме. После этого учащиеся дополняют сообщение с мест, задают вопросы, организуется коллективный анализ проблемы и активный обмен мнениями. В заключение формулируются выводы по теме (например, «Права молодежи в Беларуси», «Чернобыль: вчера, сегодня, завтра», «Профилактика правонарушений среди молодежи» и др.).

«Политическая дискуссия» — тематический инфочас с целью исследования проблемных и спорных политических вопросов («Альтернативная служба в армии», «Международный терроризм: где же выход?», «Нужен ли нам союз с Россией?»). Участники заранее делятся на группы, имеющие разные или противоположные мнения. Для дискуссии характерны тщательная теоретическая подготовка участников и обстоятельный анализ аргументации противоположной концепции. В результате коллективного творческого мышления учащиеся формируют умение анализировать политическую жизнь, видеть противоречия действительности и находить пути их решения.

«Как это было» — форма тематического инфочаса, анализирующая одно из значимых событий по примеру одноименной телепередачи. Большая роль отводится ведущему (куратор или наиболее подготовленный учащийся). Ведущий дает основные исторические и политические справки, представляет гостей и организует диалог. Выступления должны быть краткими (3-5 мин.) и посвящены конкретному факту, позволяющему углубить и разнообразить знания слушателей. Рекомендуется использование видематериалов, фотоиллюстраций и т.п.

«Годы и люди» — тематический инфочас, посвященный биографиям, профессиональным достижениям деятелей культуры, политики, экономики у нас в стране и за рубежом.

«Пресс-конференция» — форма инфочаса с элементами ролевой игры. Участники пресс-конференции — «журналисты» и «фотокорреспонденты» — интервьюируют докладчика, выступающего в роли политика, ученого, деятеля искусства и т.д.

«Фотокамера смотрит в мир» — инфочас в форме поочередной демонстрации всеми учащимися фотографий из газет и журналов с кратким комментарием важнейших событий. После окончания мероприятия фотографии прикрепляются в соответствующий раздел на доску (стенд). Таким образом, смонтированный обзор событий остается на 3-4 дня для всеобщего обозрения.

Успех инфочаса во многом зависит от актуальности, конкретности, достоверности излагаемых фактов, связи материала с проблемами молодежи и учебно-производственной деятельностью учащихся, заинтересованности и эмоциональности ведущего, присутствия компетентных гостей, использования наглядных и технических средств обучения, вовлечения всех ребят в обсуждение вопросов, обмен мнениями.

Современный классный час

Классный час - одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися. Другими совами, это время, когда по-настоящему в неформальной обстановке можно что-то сотворить, создать, узнать и обсудить. Это не урок, но и не пустая болтовня.

Под руководством педагога школьники включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру. Важно помнить, что классный час должен представлять собой диалог: учитель-ученик. Одним словом, это классный праздник, на успех которого работает каждый.

Чтобы выявить характерные черты классного часа, особенности его подготовки и проведения, следует сначала выяснить, что в современной педагогической науке и практике понимается под такой формой воспитательной работы, как классный час. Вот что по этому поводу в своих публикациях пишут известные ученые.

    Классный час - это одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы. (Н.И. Болдырев)

    Классный час можно назвать специально организованной ценностно-ориентированной деятельностью, способствующей формированию у школьников системы отношений к окружающему миру. (Н.Е. Щуркова)

    Классный час - это время для общения классного руководителя со своим коллективом, когда он использует разнообразные приемы, средства и способы организации взаимодействия. (Е.В.Титова)

    Классный час в нашем понимании это не какая-то определенная форма работы, а час классного руководителя, та самая “клеточка” воспитательного процесса, которая позволяет школьному педагогу найти время для общения с воспитанниками, открыто провозгласить и высветить запланированное отношение к определенным ценностям... (Л.И.Маленкова)

    Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками. (В.П.Сазонов)

    Час классного руководителя - это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию у них системы отношений к окружающему миру. (Л.В. Байбородова)

Исходя из этих и других определений классного часа, можно выделить его характерные черты. К ним можно отнести следующие:

    во-первых, это форма внеурочной воспитательной деятельности, и в отличие от урока ему не должны быть присущи академизм и поучающий тип педагогического взаимодействия;

    во-вторых, это форма организации фронтальной воспитательной работы с детьми, но важно помнить и то, что при подготовке и проведении классного часа возможно использование и групповых, и индивидуальных форм воспитательной деятельности;

    в-третьих, это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия. Однако это не означает, что все педагогические контакты классного руководителя с коллективом учащихся класса можно считать классными часами. Например, даже собрание классного коллектива, очень схожее по ряду параметров с классным часом, не является тождественной формой воспитательной работы, так как имеет свои отличительные особенности;

    в-четвертых, это форма общения классного руководителя и воспитанников, приоритетную роль в организации которой играет педагог.

В процессе деятельности по подготовке и проведению классных часов возможно решать следующие задачи:

    обогащение сознания учащихся знаниями о природе, обществе, технике, человеке;

    формирование у детей умений и навыков мыслительной и практической деятельности;

    развитие эмоционально-чувственной сферы и ценностно-смыслового ядра личности ребенка;

    содействие становлению и проявлению субъективности и индивидуальности учащихся, его творческих способностей;

    формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.

Разумеется, решение всех перечисленных задач следует связывать не с каким-то отдельным часом общения учителя со своими воспитанниками, пусть даже блестяще проведенным, а с хорошо продуманной и детально разработанной системой их организации, где каждому классному часу отводится определенное место и роль.

Формы проведения современного классного часа.

Классные часы проводятся с различными воспитательными целями. Их формы и технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста учащихся, опыта классного руководителя и школьных условий.

Основные формы проведения классного часа:

    дискуссионные формы

    формы состязательного характера

    творческие формы

    игровые формы

    формы психологического просвещения

    подвижные формы

    формы работы вне школы

    Дискуссионные формы:
    - диспут,
    - дискуссия,
    - конференция,
    - круглый стол,
    - вечер вопросов и ответов,
    - встреча с приглашенными людьми,
    - лекция,
    - лекторий,
    - аукцион;

    Формы состязательного характера:
    - конкурс,
    - викторина,
    - путешествие,
    - КВН,
    - эстафета полезных дел,
    - смотр,
    - парад,
    - презентация,
    - турнир,
    - олимпиада;

    Творческие формы:
    - фестиваль,
    - выставка,
    - устный журнал,
    - живая газета,
    - творческий труд,
    - представление (проектов),
    - юморина,
    - спектакль,
    - концерт,
    - ярмарка;

    Игровые формы:
    - ролевые игры,
    - сюжетные игры,
    - интеллектуальные,
    - игры – катастрофы;

    Формы психологического просвещения:
    - тренинг,
    - исследование;

    Подвижные формы:
    - веселые старты,
    - малая олимпиада,
    - школьная олимпиада,
    - день...(атлетики, здоровья и т.д.);

    Формы работы вне школы:
    - экскурсия,
    - поход,
    - выход (концерт, цирковое, театральное представление).

Приемы технологии РКМ

(развития критического мышления)

1.Приемы стадии вызова: верные и неверные утверждения («верите ли вы»), ключевые слова

2.Кластеры, денотатный граф

3.Инсерт

4.Дерево предсказаний

5.Дневники и бортовые журналы

6.Работа в группах

7.Дискуссии

8.Приемы проведения рефлексии

9.Стратегия «РАФТ»

10.Ранжирование

11.Пирамида приоритетов

12.Стратегия IDEAL

Приемы стадии вызова

Верные и неверные утверждения («верите ли вы»)

Этот прием может быть началом классного часа. Учащиеся выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил)

"Ключевые слова" Стадию вызова на уроке можно осуществить многими методами, в том числе и хорошо известными, например, "ключевые слова" , по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.

Кла́стер (англ. cluster скопление) - объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.

Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.

Денотатный граф -[от лат. denoto - обозначаю и греч. - пишу] - способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.
(вызов, осмысление, рефлексия)

Прием "Дерево предсказаний" заимствован авторами у американского коллеги Дж. Белланса, работающего с художественным текстом. В оригинале этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" (количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

Бортовые журналы - обобщающее название различных приемов, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Когда бортовой журнал применяется в самом простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на следующие вопросы:

Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из текста?

Таблица – ЗХУ (знаю –хочу знать – узнал) (Донна Огл)

(собрать уже имеющийся по теме материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их)

У - что мы узнали, и что нам осталось узнать

Х - что мы хотим узнать

З - что мы знаем

Работа в группах

Работа в группах - "Обучение сообща" или "обучение в сотрудничестве" заключается в организации работы учащихся вместе: в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются, дискутируются.

Технология проведения перекрестной дискуссии:


- Формулировка вопроса.

Вопрос, выносимый на перекрестную дискуссию должен быть проблемным и, соответственно, не иметь однозначного ответа. Он записывается посередине страницы.
- Составление схемы для перекрестной дискуссии.
Она выглядит так.
Вопрос - проблема?
Да (за) Нет (против)
1. 1.
2. 2.
3. 3.

Вывод (краткий): Да, потому что… Нет, потому что…

Теперь предлагаем учащимся составить список аргументов "за" и "против".

Пирамида приоритетов

Схема

(ее необходимо видоизменять в зависимости от ситуации)

Составьте перечень

По каждому пункту определите, что для вас представляется наиболее важным, без чего вы легко можете обойтись, как один фактор может влиять на другой, как каждый из перечисленных факторов может повлиять на ваше будущее.

На основании своих рассуждений расставьте пункты в порядке важности.

Объясните свои приоритеты.

Стратегия IDEAL

(увидеть проблему, проанализировать ее, выделить аспекты, оценить и выбрать способы решения)

Алгоритм решения проблем стратегией IDEAL

Учитель читает (показывает) фрагмент книги (фильма), где отображена проблема.

Просит учащихся сформулировать проблему. (индивидуальная и групповая форма работы)

Выдвижение гипотез

Учащиеся определяют, какую информацию получили из фрагмента из фрагмента и что знаем по проблеме из собственного опыта? (индивидуальная работа).

Определение того, что нужно узнать, чтобы решить проблему.

Формулировка способов решения проблемы, определение наиболее оптимальных (индивидуальная, групповая, фронтальная формы работы).

Выбор одного способа решения проблемы, обоснование выбора.

Основные методические инновации в воспитании связаны с применением активных или, как их еще называют, интерактивных методов обучения. Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие.

Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другими. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на классных часах организуются индивидуальная, парная и групповая работа, исследовательские проекты, ролевые игры, работа с документами и различными источниками информации, творческие работы, рисунки и пр.

Технологии интерактивного обучения.

1)Работа в парах.

2)Ротационные (сменные) тройки.

3)Карусель.

4)Работа в малых группах.

5)Аквариум.

6)Незаконченное предложение.

7)Мозговой штурм.

8)Броуновское движение.

9)Дерево решений.

10)Суд от своего имени.

11)Гражданские слушания.

12)Ролевая (деловая) игра.

13)Метод пресс.

14)Займи позицию.

15)Дискуссия.

16)Дебаты.

При работе с учениками 6-8 классов уместнее начинать с наиболее простых форм групповой работы ("вертушка", "большой круг", "аквариум"). Это формы совместного обсуждения проблемы и выработки общего решения. Они позволяют ребенку не только выразить свое мнение, взгляд и оценку, но и услышать аргументы партнера по игре, подчас отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее.

Наиболее простая форма группового взаимодействия - "большой круг". Работа проходит в три этапа.

Первый этап. Группа рассаживается на стульях в большом кругу. Учитель формулирует проблему.

Второй этап. В течение определенного времени (примерно 10 минут) каждый ученик индивидуально, на своем листе записывает предлагаемые меры для решения проблемы.

Третий этап. По кругу каждый ученик зачитывает свои предложения, группа молча выслушивает (не критикует) и проводит голосование по каждому пункту - включать ли его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске.

"Аквариум" - форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему "перед лицом общественности". Малая группа выбирает того, кому она может доверить ввести тот или иной диалог по проблеме. Иногда это могут быть несколько желающих. Вы и все остальные ученики выступают в роли зрителей. Отсюда и название приема - "аквариум".

Приемы и методы интерактивного обучения.

1 - работа с афоризмами;

2 - дебаты;

3 - социально-педагогические и психологические игры;

4 - социально-психологическая олимпиада;

5 - коллаж;

6 - социально-значимые проекты;

7 - социокультурное мероприятие;

8 - социально-педагогический тренинг;

9- упражения

1.Самостоятельная работа с афоризмами

Афоризм – это краткое изречение, законченная мысль, выраженная точно, оригинально, сжато и емко.

Методика работы с афоризмами:

    Обсудите в группе все высказывания о привычках (или роли самообразования и т.д.) известных мыслителей прошлого и наших современников.

    Выберите три (в зависимости от количества афоризмов – можно и больше) наиболее понравившихся вам высказывания и объясните свой выбор.

    Отберите высказывания, с которыми вы не согласны или не совсем согласны и прокомментируйте их.

    Какое высказывание вызвало у вас наибольшие разногласия. Как вы думаете, почему?

    Произнесите афоризм, поставив в нем логическое ударение на разные слова.

    Произнесите афоризм, с различным настроением (грустно, весело, пафосно..)

2.Дебаты

Дебаты (от фр. Debates ) определяются как «прения, обмен мнениями на каком-либо собрании, заседании».

В основе дебатов – свободное высказывание, обмен мнениями по предложенному тематическому тезису.

Проведению дебатов по социально-нравственной проблематике должна предшествовать большая предварительная работа:

    распечатка материалов;

    знакомство участников с правилами организации и проведения дебатов;

    определение исходного тезиса дебатов;

    работа с непосредственными организаторами и участниками, распределение ролей и поручений;

    индивидуальный инструктаж о процедуре дебатов.

Кроме того, можно заранее подготовить несколько тезисов для дебатов. Тезис – это положение, кратко излагающее какую-либо идею, а также одну из основных мыслей доклада, выступления и т.д.

Важно пояснить участникам дебатов, что тезис формулируется в утвердительной форме, предполагающей антитезис.

Порядок (процедура) проведения дебатов

Дебаты организует и проводит Председатель. Он не имеет права участвовать в самой дискуссии, поскольку является незаинтересованным лицом.

Председателю помогает Секретарь, который информирует ораторов о времени, отведенном на выступление, а также ведет документацию дебатов.

Перед дебатами участники занимают места в следующем порядке:

    Справа от Председателя – защитники тезиса (4 человека);

    Слева от Председателя – противники тезиса (4 человека);

    В конце зала посередине – участники, которые не имеют определенной точки зрения (так называемые «неопределившиеся»).

Каждый оратор должен начинать свое выступление обращением к ведущему дебаты «Господин Председатель…»

Участники дебатов обращаются друг к другу, употребляя форму «Господин (Госпожа)».

В дебатах выступают поочередно защитники и противники тезиса. Первым выступает тот, кто защищает тезис и одновременно его развивает. После него выступает главный оратор от оппозиции, который формулирует и защищает антитезис.

    Вторые номера обеих сторон по очереди приводят аргументы в пользу своего тезиса (антитезиса);

    Третьи номера опровергают аргументы соперников;

    Четвертые номера подытоживают то, что было сказано обеими сторонами во время дебатов. Последним выступает четвертый номер команды, который защищает антитезис.

3.Социально-педагогические и психологические игры

Игра представляет собой имитацию реальной деятельности (трудовой, познавательной, коммуникативной и т.д.) и направлена на усвоение в искусственных условиях социальных отношений и общественно-полезных норм поведения.

4. Коллаж

Коллаж (от франц. Collage – наклеивание) как способ создания новых иллюстраций относится к классическому методу оформления. Работа над составлением коллажа позволяет одновременно решать развивающие и воспитательные задачи: Развивающие:

Формирование художественно-оформительских способностей;

Развитие воображения, фантазии, эмоций, чувств;

Развитие творческого мышления;

Выработка оригинальных идей и дизайнерских решений;

Развитие коммуникативных способностей.

Воспитательные:

Выработка навыков индивидуальной и коллективной (групповой) работы, партнерства;

Создание условий для раскрытия индивидуальных способностей;

Развитие личной и групповой активности, инициативы;

Создание благоприятной творческой и морально-психической атмосферы в учебном коллективе.

Методика и этапы работы над социально-значимым коллажем:

    Формирование небольших групп (не более 5 чел.)

    Выдача задания: «Найдите рисунки и надписи на тему…и сделайте коллаж»

    Наш класс

Лицом к лицу

Участники делятся на 1 группы. Одна группа молча наблюдает. Другая играет.

На двух противоположных стенах крепятся знаки +,-, то есто, согласен и несогласен.

Участники второй группы после ознакомления с предложенным тезисом, должны подойти к той или иной стене, в зависимости от выбора, отражая свою позицию. Затем происходит аргументация позиций разных сторон.

Можно предложить участникам первой группы определиться с выбором, присоединившись к той или иной группе.

Притча.

1.Читается притча, предлагаются вопросы для обсуждения.

2. Читается притча без окончания, предлагается обсудить, чем она могла бы закончиться.

Упражнение «Два мнения»

Пригласите двух участников и предложите им спорное утверждение. Образно замените спор перетягиванием веревки. Побеждает тот, кто убедил друга поступить также.

Упражнение «Шаги»

Заготовьте утверждения-мифы, предложите участникам встать в одну линию, зачитывайте утверждения. Если участники согласны. То делают шаг вперед. Либо можно заменить шаги хлопками.

Упражнение «Паутина»

Участники становятся в круг, бросают клубок ниток, обмотав часть нити вокруг пальца. Каждый, кому кинут, называет последствия употребления алкоголя. Нельзя давать клубок рядом стоящему и одному и тому же человеку. В центре образуется паутина. Сравните ее с опасностью вредных привычек.

Упражнение «Моток пряжи»

Предложите участникам передавать клубок по кругу. Обмотав вокруг пальца часть нити, озвучивая при этом, если попался желтый фрагмент -последствия табакокурения. Красный - алкоголя. Зеленый - наркотиков. Синий- ранних сексуальных связей. А потом отказаться, сматывая клубок от всего выше перечисленного.

Упражнение «Самое дорогое»

Ведущий раздает по 2 маленьких листочка и предлагает написать самое заветное желание, на другом - имя самого дорогого человека. Листочки кладутся пред игроками, ведущий забирает один из них. Вы потеряли то, что для вас дорого, вы расстроены? Так может случиться, если вы попадете в зависимость от…

Вывод: классный час играет большую роль в жизни учащихся. Это гибкая по содержанию и структуре форма массовой воспитательной работы, которая представляет собой специально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию, развитию классного коллектива и самоактуализации участников образовательного взаимодействия.

Правила подготовки информационного часа - страница №1/1

Правила подготовки

информационного часа

Правило первое. На информационном часе необходимо

использовать актуальную информацию,

имеющую социальное значение.
Правило второе. Информационный час должен учить навыкам

работы с источником знаний.

Правило третье. Информационный час должен

способствовать формированию ценностной

ориентации личности.
Правило четвертое . Информационный час должен способствовать

развитию логического мышления.

основе логики. Должна происходить смена

деятельности учеников.
Правило пятое. Информационный час может и должен

развивать интеллектуальные умения учащихся

(умения анализировать, сравнивать, обобщать,

делать свои самостоятельные выводы).

Формы проведения

обзорных информационных часов

«Информ-дайджест» - еженедельная «пятиминутка» со свободным выбором тем. Каждый из студентов, предварительно проанализировав общественно-политические события за минувшую неделю, знакомит группу с наиболее интересными и значимыми материалами из прессы, информационных радио- и телепередач.
«Спрашивали - отвечаем» - форма обзорного информационного часа по заранее отобранным, наиболее актуальным проблемам. Предварительно собираются сведения у студентов о том, какие события современной жизни их заинтересовали более всего. Полученные вопросы распределяются между студентами в группе, затем подбирается материал и готовятся выступления.
«Информация +» - это ознакомление студентов с событиями в стране и за рубежом по определенной схеме:
внутренняя и внешняя политика Республики Беларусь;
тенденции развития России и стран Содружества;
события в странах дальнего зарубежья;
новости науки, культуры, экологии, здравоохранения, спорта.
«+» указывает на то, что помимо изложения материала по теме выступающий предусматривает демонстрацию наглядного материала, комментирует сообщение, обменивается мнениями с группой.

Тематический информационный час - более глубокое обсуждение какой-либо злободневной проблемы, цель которого - выявление проблем, актуальных с точки зрения молодежи; пробуждение творческого поиска при подборе материала, достойного внимания сверстников (см. ниже «Формы проведения тематических информационных часов»).
Направления в таком случае не распределяются, но обязательной является подготовка каждого студента по наиболее заинтересовавшему его событию. Особое внимание стоит заострить на этапе подготовки. Определение темы - один из наиболее важных моментов подготовки тематического информационного часа. Важнейшее требование - актуальность информативного материала, т.е. связь его с ведущими проблемами молодежи, государства, мировой общественности. Тематику планируемого информационного часа желательно обсуждать вместе со студентами. Необходимо использовать наиболее действенные формы и методы подачи информации.
По необходимости, преподавателем разрабатываются вопросы, позволяющие конкретизировать тему, определяются персональные и коллективные задания для студентов, уточняется порядок проведения тематического информационного часа.
В роли ведущего может выступать как сам преподаватель, так и один из студентов (в зависимости от темы и формы проведения), лучше - лидер группы, способный с легкостью увлечь сверстников, сфокусировать их внимание на определенной проблеме. Успех во многом зависит и от вовлечения всех студентов в обсуждение вопросов, обмена мнениями по обсуждаемой тематике, присутствия компетентных гостей. Очень важно также научить студентов самостоятельно выделять главное в предлагаемом материале. Целесообразно, чтобы круг участников тематического информационного часа не ограничивался рамками учебной группы. Встречи с интересными людьми, обсуждение злободневных событий в мире - повод объединить за «круглым столом» несколько групп, преподавателей.
Все это является серьезной предпосылкой активного вовлечения молодежи в политическую, социально-экономическую и культурную жизнь государства.

Формы проведения
тематических информационных часов
«Беседа «за круглым столом» - форма изучения актуальной социальной проблемы с присутствием компетентного лица по проблеме и активным вовлечением студентов в дискуссию. Проблема для освещения на тематическом информационном часе может быть продиктована последними событиями в мире или предложена самими студентами.
Информация по теме может быть изложена или самим гостем (историком, юристом, экологом, депутатом), или лидером учебной группы, способным с легкостью пробудить интерес к событию и создать обстановку раскрепощенного обмена мнениями. В процессе беседы также возможен просмотр видеофрагмента по проблеме. После этого студенты дополняют сообщение с мест, задают вопросы, организуется коллективный анализ проблемы и активный обмен мнениями. В заключение формулируются выводы по теме.
«Политическая дискуссия» - тематический информационный час с целью исследования проблемных и спорных политических вопросов. Участники заранее делятся на группы, имеющие разные или противоположные мнения. Для дискуссии характерны тщательная теоретическая подготовка участников и обстоятельный анализ аргументации противоположной концепции. В результате коллективного творческого мышления учащиеся формируют умение анализировать политическую жизнь, видеть противоречия действительности и находить пути их решения.
«Как это было» - форма тематического информационного часа, анализирующая одно из значимых событий по примеру одноименной телепередачи. Большая роль отводится ведущему, который дает основные исторические и политические справки, представляет гостей и организует диалог. Выступления должны быть краткими (3-5 мин) и посвящены конкретному факту, позволяющему углубить и разнообразить знания слушателей. Рекомендуется использование видеоматериалов, фотоиллюстраций и т. п.
«Годы и люди» - тематический информационный час, посвященный биографиям, профессиональным достижениям деятелей культуры, политики, экономики, спорта у нас в стране и за рубежом.
«Пресс-конференция» - форма информационного часа с элементами ролевой игры. Участники пресс-конференции - «журналисты» и «фотокорреспонденты» - берут интервью у докладчика, выступающего в роли политика, ученого, деятеля искусства и т. д. Пресс-конференции способствуют расширению кругозора по изучаемому материалу, более осознанному подходу к нему, формируют собственное отношение к проблеме, умение защищать свою точку зрения.

«Тематический блиц-опрос» - представляет собой собственные видеосюжеты студентов по определенной тематике для последующего обсуждения: «корреспондент» в присутствии «оператора» с видеокамерой проводит в мно­голюдном месте своего учебного заведения (в холле, столовой и т.п.). Вопросы готовятся заранее, а респондентами могут являться как студенты, так и сотрудники учебного заведения, случайные посетители. Результат состоит в том, что приходится невольно вникнуть в проблему, согласиться или поспорить с высказанным мнением. Подобное начало информационного часа, привлекая внимание студентов к обсуждаемой теме, является благодатной почвой для последующего всестороннего исследования поставленной проблемы, побуждает к поиску и аргументированию собственного мнения.

«Пресс-турнир» - форма информационного часа, позволяющая активизировать интерес к периодическим изданиям, расширять кругозор по различным проблемам общества, выделять главное из различного рода информации. Для проведения пресс-турнира студенты делятся на группы, представляющие различные пресс-центры. Они могут быть посвящены определенным темам (рубрикам), а могут представлять конкретные издания. Во время подготовки каждая команда изучает свои издания, обдумывает вопросы для других команд (можно выпускать бюллетени по своей тематике – подборку наиболее интересных материалов, чтобы представители других команд имели возможность ответить на их вопросы), а также готовится к выступлению.
«Информационный журнал» - форма устного журнала, цель которого состоит в обобщении информации за определенный период времени о важнейших событиях политической, социально-экономической и другой жизни нашей страны и за ее пределами. В информационном журнале могут быть следующие странички: «Политическая», «Экономическая», «Новости искусства», «Спортивная» и другие (выбор определяют сами студенты или в зависимости от представленной тематики в информационном сборнике).
«Семинар-информация» - форма информационного часа, предполагающая выступления по каким-либо интересующим всех вопросам, в ходе которого обязательно присутствуют обмен мнениями, обсуждение, споры. На такой семинар могут быть приглашены компетентные лица.
«Брейн-ринг» - форма для проведения тематического информационного часа по определенной тематике, наиболее актуальной в данный период времени. Например, «Права молодежи в Беларуси», «Конституция Республики Беларусь. Основы конституционного строя» и другие. Игра представляет собой состязание в быстроте мышления, сообразительности. Само название «брейн-ринг» (англ. брейн - мозг, рассудок) говорит о том, что игроки на площадке (ринге) собираются для состязания в знаниях, в умении быстрее соперника найти правильный ответ. Вопросы для игры должны быть краткими, понятными, не требующими длительного обсуждения.
«Турнир-викторина» - состязание двух или нескольких команд, каждая из которых коллективно готовит вопросы для других команд по определенной тематике. Она сочетает в себе особенности турнира (команды по очереди атакуют и обороняются) и викторины (ищут и задают вопросы, занимательные задания).

Тема 11. Организация информационно-познава-тельной деятельности

1. Информационный час как форма информационно-познавательной деятельности.

2. Беседы, конференции, работа лекторских групп: технология подготовки и проведения.

3.Устные журналы, заочные путешествия и проекты в процессе организации информационно-познавательной деятельности учащихся.

4. Презентации и информационно-познавательные сайты: их роль в развитии информационной культуры школьников.

1. Варшавер, О. Критическое мышление и новые виды грамотности / О. Варшавер. – Минск: Красико-Принт, 2005. – 80 с.

2. Завадская, Ж.Е. Формы воспитательной работы с учащейся моло-дежью: методика подготовки и проведения: учеб.-метод. пособие / Ж.Е. Завадская, З.В. Артеменко. – Минск: Современная школа, 2010. – 352 с.

3. Информационная культура школьника /авт.-сост.: Л.М. Волкова, Л.З. Черепко. – Минск: Красико-Принт, 2009. – 128 с.

4. Модель организации досуга и творчества детей. 5–11 классы: программа интеллектуального клуба /авт.-сост. Е.А. Ципляева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 311 с.

Основная педагогическая цель в процессе вовлечения учащихся в информационно-познавательную деятельность - подготовка личности, способной не только ориентироваться в потоке информации, но и продуктивно использовать полученные знания, как в личных, так и в социально значимых целях, включая совершенствование профессио-нальной деятельности, развитие науки, техники, культуры, образования. На этой основе - информационная культура человека - это качественная характеристика жизнедеятельности человека в области получения, передачи, хранения и использования информации, где приоритетными являются общечеловеческие ценности.

Одной из форм воспитания информационной культуры молодежи является информационный час - форма просветительской работы среди учащихся, направленная на воспитание гражданской, нравственно-правовой, психологической культуры молодежи, формирование ее социального и политического кругозора. Наибольшее распространение получили обзорные и тематические информационные часы.

Обзорный информационный час – это краткое обозрение основных по­литических, экономических, культурных и спортивных событий, проис-шедших за определенный отрезок времени (чаще всего за неделю) в стране и за рубежом. Для этого отбираются наиболее актуальные вопросы и значи­мые события общественной жизни республики, других стран СНГ и мира.

В обзор могут включаться материалы о государственной внутренней по­литике (новейшие указы, пути решения проблем по различным отраслям, тенденции развития общества), внешней политике (стратегические направ­ления международной деятельности, подписание договоров, участие в ре­шении международных проблем и т.д.), молодежном движении, о главных событиях в области науки, техники, культуры и спорта. Однако следует учитывать, что общее количество обсуждаемых вопросов должно быть не­большим (2-4 вопроса).



При проведении обзорного информационного часа, охватывающего ши­рокий круг вопросов, можно создать постоянные рубрики, позволяющие осуществить более целенаправленную подготовку к ним. Например, такие:

1. «По стране моей любимой», или «Страницы истории Родины».

2. «Наука вчера, сегодня, завтра».

3. «Проблемы развития национальных отношений в СНГ».

4. «Молодежь и современность», «Молодежное движение» и др.

Важно, чтобы содержание информационного часа не столько освещало тот или иной факт или событие, сколько пробуждало у учащихся интерес, потребность прочитать о нем в книге, журнале, газете.

Одним из вопросов информационного часа может быть еженедельная пятиминутка – «Самое интересное в «Комсомольской правде», «Чырвонай змене» и других газетах. По поручению коллектива поочередно каждый из учащихся, предварительно проанализировав общественно-политические материалы, опубликованные за минувшую неделю, знако­мит всех с наиболее интересными из них.

Кроме обзоров газетных материалов, можно проводить обзоры по матери­алам общественно-политических журналов для молодежи – «Встречи с жур­налами юных». Принцип их подготовки тот же, что и при обзоре газет. Важно, чтобы в этой работе участвовал каждый учащийся. Поочередно они готовят обзоры наиболее интересных материалов общественно-политического ха­рактера, помещенных в журналах «Юность», «Ровесник», «Смена» и т.д.

Одна из разновидностей обзорного информационного часа – «С те­летайпной ленты». В ней каждый раз участвуют несколько учащихся. Предварительно познакомившись с материалами газет, записав некото­рые сообщения радио и телевидения, они во время обзора кратко инфор­мируют о сути того или иного события, факта.

Тематический информационный час посвящается отдельной наиболее актуальной и злободневной политической проблеме.

Определение темы – важный элемент методики подготовки информа­ционного часа. Формальный подход к выбору темы, не учитывающий важнейшее требование – актуальность информативного материала, то есть связь его с ведущими проблемами государства, ведет к снижению воспитательного воздействия политического информирования на уча­щихся. К тематическому информационному часу заранее разрабатываются во­просы, конкретизирующие тему, подбирается рекомендуемая учащимся литература, готовятся наглядные пособия, магнитофонные записи.

В воспитании политической культуры учащихся важно разумное соче­тание обзорных и тематических информационных часов: обзорные часы дают возможность держать воспитанников в курсе событий сегодняшнего дня, тематические – способствуют более глубокому изучению той или иной общественно-политической проблемы. При любом виде информационный час должен достигать своей главной цели - научить учащихся разбираться в событиях, определять свое отношение к ним, высказывать о них свое мнение, вырабатывать умение отстаивать свои взгляды и убеждения.

Эффективность воздействия информации на учащихся во многом определяется четко разработанной методикой подготовки и проведения информационного часа. С целью оказания практической помощи учащимся, учителю, класс­ному руководителю, куратору целесообразно руководствоваться следую­щим общим планом подготовки и проведения информационного часа:

1. Этап подготовки :

ü определение темы (если необходимо), цели, вида информации-онного часа;

ü разработка вопросов, конкретизирующих тему;

ü определение персональных и коллективных заданий для учащихся с учетом уровня развития их политической культуры;

ü подбор литературы по теме информационного часа;

ü подготовка наглядных и технических средств;

ü индивидуальные консультации;

ü разработка плана проведения информационного часа.

2. Этап проведения информационного часа :

ü сообщение темы;

ü вступительное слово: обоснование актуальности темы;

ü сообщение учащегося по одному вопросу, за которым следуют: вопросы класса (группы) выступающему; обмен мнениями среди учащихся, дополнения сообщения с мест но­выми фактами, примерами; дополнение, уточнение выступлений учащихся педагогом; постановка ведущим информационного часа перед учащимися проблем­ных вопросов, позволяющих использовать, применить полученные зна­ния в новой ситуации; подведение итогов обсуждения первого вопроса, формулирование выводов, оценок;

ü переход ко второму вопросу, его обсуждение по той же схеме;

ü работа с коллективом над усвоением нового политического по­нятия;

ü общий итог информационного часа.

Информационный час обычно проводится один раз в неделю. Учащие­ся заранее знают тему, получают рекомендации педагога и соответствен­но готовятся к своим выступлениям. Очень важно научить учащихся отбирать нужный для информирова­ния материал. В огромном потоке поступающей информации должна быть четкая система, а для этого необходимо познакомить учащихся с основными критериями отбора: актуальность, значимость, оператив­ность, доказательность, убедительность информации.

Как правило, материал для информирования берется из периоди-ческой печати. Поэтому нужно организовать продуманную работу учащих-ся с газе­тами, журналами, книгами, научить их умело использовать соответствую­щие передачи радио и телевидения, своевременно сообщить им, когда и на какую тему будут выступать политические обозреватели и комментаторы, какие будут демонстрироваться документальные фильмы. Очень важно приучить молодежь систематически слушать телевизион­ные программы: «Контуры», «Панорама», «Новости», «Наши новости», «Новости-Беларусь», «Новости культуры», «Новости спорта», «Время», «Вести», «Вести недели», «Вести+», «Дыхание планеты», «Человек и за­кон», «Мир и молодежь», которые позволяют быть в курсе проблем, наи­более остро звучащих сегодня в республике, России, странах СНГ, мире.

Важно, чтобы каждое сообщение было ярким и интересным. Для этого необходимо рекомендовать ученикам использовать плакаты, фотоиллюстрации и рисунки из журналов и альбомов, сатирические стихотворения, куплеты, киножурналы или учебные кинофильмы, диафильмы, слайды, а также различные таблицы, схемы, диаграммы и прочее. При проведении ин­формационных часов целесообразно использовать политическую карту мира, магнитофонные записи (например, телепередач «Утро республи­ки» и др.), подготовленные заранее.

Для каждой возрастной группы учащихся следует использовать специ­фические формы и методы проведения информационных часов. Напри­мер, для учащихся I–IV классов доступной формой является комментиро­ванное чтение, беседа о событиях в стране, о жизни народов СНГ, стран далекого зарубежья, о героях Великой Отечественной войны, трудовых успехах людей по материалам детских газет и журналов. Могут быть использованы также и другие формы проведения: чтение и обсуждение статей газет, показ через эпидиаскоп иллюстраций, фотографий с их по­яснением, игры-путешествия по страницам газеты и др.

Учащихся V–IX классов уже необходимо регулярно знакомить с материа­лами периодической печати, радио- и телепередачами, давать общие сведения о всех странах СНГ, городах-героях, об исторических, трудовых памятниках родных мест, о земляках-героях войны и труда. Наряду с комментированным чтением в этой возрастной группе могут широко использоваться самостоя­тельные выступления учащихся по определенным вопросам темы.

Ведущую роль в подготовке и проведении информационных часов в коллективе учащихся юношеского возраста (X–XI классы) играет классный руководи­тель, куратор. Он помогает учащимся в определении формы проведения часа, отборе и изучении необходимого материала, его анализе и система­тизации, выявлении узловых вопросов, установлении связи изучаемого материала с жизнью, задачами коллектива, в подготовке необходимых средств наглядности. Педагог заботится о глубине раскрытия обсуждае­мых вопросов, поддерживает активность и интерес учащихся к содер­жанию обсуждаемого материала, направляет коллективное обсуждение общественно-политических проблем.

Повышению эффективности информационного часа поможет оформление учащимися стендов, которые могут называться по-разному: «Время, события, люди», «Мир за неделю», «Планета» и др. На стендах выделяются рубрики, например: «Знаешь ли ты?», «Прочти, это интересно», «С телетайпной ленты», «Твой политический словарь», «Наша жизнь глазами карикатуриста» и др. В процессе работы по созданию и оформлению стендов используется технология «информационное зеркало» .

В процессе реализации названной технологии воздействие на учащихся осуществляется опосредованно, не через прямые действия педагога, а через информацию, поданную в графическо-настенной форме (стенная газета, бюллетень, альбом и т.д.). Воспитательный эффект технологии – накопление учащимися опыта активного отношения к публичной графической информации. Этот опыт определяется формирова-нием и изменением тех или иных позиций ребят, динамикой отношений учеников в связи с воспринимаемым содержанием, изменением и закреплением отношений детей к источникам и авторам информации.

Технологическая основа здесь выстраивается следующим образом:

– создание установки на будущую информацию;

– включение внимания и восприятия;

– удержание – понимание информации;

– возникновение отношения к информации (реакция воспринимаю-щего);

– действие в отношении информации.

Главный прием при создании установки на будущую информацию – это ее появление на видном месте (дверь, доска, над доской), использование присоединяющего обращения («только для вас», «сенсация месяца» и др.). Базовая идея – трехэтажность текста: заголовок, «ядерное обращение», раскрытие. Вспомогательная идея – открытие обратной связи (создание для читателя возможности выразить свое мнение в отношении информации: например, ниже напишите, согласны ли вы с этим и др.). Действие с информаций предполагает предоставление учащимся возмож-ности работы с ней – трансформация, персонификация, расширение.

Формами проведения информационного часа могут быть следующие:

Ø «Информация +» - ознакомление учащихся с событиями в стране и за рубежом (политика. События. Новости науки, культуры, образования, спорта, здравоохранения и др.);

Ø «Информдайджест» - еженедельная пятиминутка со свободным выбором темы, каждый ученик готовит выступление по интересным материалам прессы, телевидения, радио и т.д.;

Ø «Спрашивали - отвечаем» - обзорный информационный час по заранее отобранным интересующих учащихся вопросам;

Ø «Встречи с молодежной прессой» - ежемесячный информаци-онный час по материалам молодежных журналов и газет;

Ø «Беседа за круглым столом» - обсуждение социальной проблемы и свободное обсуждение мнений по ней, предполагает изначально выступление ведущего или приглашенного гостя по теме;

Ø «Годы и люди» - тематический информационный час, посвященный деятелям культуры, науки, политикам и др. известным людям;

Ø «Фотокамера смотрит в мир» - информационный час с оформлением фотостенда с краткими комментариями событий, отраженными на фотографиях;

Также эффективными являются нестандартные формы проведения информационного часа, например, в виде пресс-конференции, круглого стола или ролевой игры.

Ценнейшее в жизни качество - вечно юное любопытство, не утоленное годами и возрождающееся каждое утро.

Р. Роллан

Скажи мне - и я это забуду.

Покажи мне - и я, может, запомню это.

Позволь мне сделать - и я это буду знать.

Конфуций

XXI в. - век информации, стремительным потоком обрушивающейся на каждого из нас, хотим мы этого или нет. В XXI в. поток этот движется с еще большей скоростью и отнимает у нас все больше времени. Сориентироваться в этом поистине безбрежном море непросто. Непросто нам, взрослым людям. Еще сложнее детям.

Что из этой информации важно, а что нет, как с ней работать, как оценивать? Вопросов возникает множество. И именно школа должна помочь ответить на эти вопросы, именно ей под силу научить ребенка ориентироваться в мире информации, чтобы открывать для себя мир и суть предметов, явлений, событий и их закономерностей.

Маленький человек появляется на свет. Он познает мир с помощью родных и близких, но ему все больше нравится делать это самому. По мере взросления информационное поле ребенка расширяется, его познавательные устремления становятся более активными.

Иногда родителей это раздражает, они отмахиваются от его вопросов, твердя весьма популярные фразы: подрастешь - узнаешь, рано тебе об этом знать, не твоего ума это дело.

Ребенок подрастает, приходит в школу и ждет, когда же он сможет познать то, что он еще не знает. Войти в этот мир помогают и родители, и воспитатели сообща, но только в том случае, если педагог подходит к проблеме развития познавательной активности, детского интереса и любознательности системно и ответственно.

Важно, чтобы интерес к изучению нового сохранился и в старших классах. Проблема познания, познавательной активности, способы, методы и приемы формирования стремления к познанию, интереса ребенка, его развития и расширения - одна из самых главных и вечных проблем педагогики. Однако в последнее время вопросы развития у ребенка интереса к познанию, познавательной активности рассматриваются однобоко, под углом зрения учебной активности школьника, урочной деятельности.

К сожалению, в 10-11 классах многие школьники довольствуются только тем, что можно узнать из учебника.

Хочу привести пример исследования, проведенного среди учащихся 10-11 классов. Ребятам было предложено ответить на следующие вопросы:

Как часто вы читаете молодежные газеты и журналы?

Выписываете ли вы их?

Какие важные события в вашей стране недавнего времени вас потрясли?

Какие события в мире последнего времени были вам интересны?

Можете ли вы расшифровать следующие аббревиатуры: ООН; НАТО; ВТО?

О чем вам говорят следующие имена: Конфуций; Альберт Швейцер; Генрих Шлиман; Г.К. Жуков?

Эти даты соответствуют событиям, отмеченным в календаре памятных дат страны. Какие это события: 3 сентября; 4 ноября; 12 декабря; 23 февраля; 24 апреля; 24 мая?

В опросе участвовало более 120 учащихся. Ответы старшеклассников говорили сами за себя.

На вопрос о том, регулярно ли читают учащиеся молодежные газеты и журналы, положительно ответили лишь 47 учащихся. Выписывают газету или журнал 43 ученика из числа опрошенных.

Говоря о международных событиях, учащиеся отметили, что они следят за происходящим в Америке. Это в первую очередь предвыборная кампания в США. При расшифровке аббревиатур правильный ответ во всех трех случаях дали только 20 учащихся. ООН правильно расшифровали 35 учащихся, НАТО - 19, ВТО - 10.

При ответе на вопрос о выдающихся людях, которые внесли свой вклад в мировую цивилизацию, правильные ответы распределились следующим образом:

Конфуций — 10 учащихся;

А. Швейцер - 14 учащихся;

Г. Шлиман - 13 учащихся;

Г.К. Жуков - 64 ученика.

Отвечая на вопрос о памятных датах страны, учащиеся смогли точно соотнести дату с праздником только в двух случаях - 23 февраля и 4 ноября.

Возможно, кто-то может сказать, что результаты данного анкетирования не показатель информированности учащихся и уровня информационной культуры современных школьников. С этим можно соглашаться или нет, но ученики, у которых не развит кругозор, которым неинтересен окружающий их мир, вряд ли смогут состояться как профессионалы и как граждане своей страны.

Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся часто и серьезно рассматриваются в педагогической литературе. Этой теме были посвящены многочисленные исследования П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, А.К. Марковой и других исследователей. В большей степени эти исследования посвящены формированию потребности и интереса к познанию в ходе учебной деятельности, однако не менее важно заниматься активизацией познавательной деятельности ребенка не только на уроке, но и во внеурочной деятельности.

Человек познает мир не только в активной учебной деятельности, но и в других видах и формах познания. Интересная познавательная деятельность может не только способствовать накоплению знаний, но и развить интерес и желание постоянно узнавать новое, привычку непрерывно пополнять запас своих знаний. Хорошо организованный взрослыми процесс познания способствует тому, что ребенок не только развивает в себе потребность приобретать знания с помощью взрослого, но и стремится получать знания самостоятельно.

Но иногда сталкиваешься с тем, что методы и приемы, которые использует педагог в своей работе для активизации познания учащихся, надолго отбивают у ребенка охоту узнавать что-то новое, интересное, необычное, развивать свою наблюдательность и интеллект. Такое происходит как на уроке, так и во внеклассной работе. А ведь ни для кого не секрет, что учебные задания познавательного характера, учитывающие возраст детей, их интересы, увлечения, взаимосвязанная с учебной работой интересная внеклассная работа способствуют тому, что учащиеся начинают проявлять познавательную активность в самых различных видах деятельности.

Активное формирование познания учащихся начинается в начальной школе, продолжается на всех этапах взросления школьника, наибольшее развитие имеет в старшей школе.

В младшем школьном возрасте идет процесс впитывания и накопления знаний. В это период знания усваиваются по преимущественному признаку: чем они интереснее, необычнее, образнее, тем больше у детей желания ими обладать.

На среднем этапе обучения формируется привычка добывать информацию, постоянно ею пользоваться, появляется стойкая потребность владения информацией.

На старшей ступени процесс развития информационной культуры школьника становится навыком использования и широкого применения в учебной деятельности.

Информационная культура - это возможность получить и использовать качественную информацию, которая позволит ученику войти в информационное общество и стать его активным членом.

Результативность работы по формированию информационной культуры личности, отдельных социальных групп, общества в целом зависит от эффективности взаимодействия людей и четкого распределения ролей. Применительно к общеобразовательной школе важнейшим становится вопрос о функциях и содержании деятельности учителя, классного руководителя по формированию информационной культуры учащихся.

Неоспоримыми преимуществами учителя в деле информационной подготовки учащихся являются систематический характер воздействия на учащихся, обусловленный регулярностью учебных занятий, знание психолого-педагогических особенностей каждой из возрастных групп учащихся, профессиональное владение широким спектром современных форм и методов обучения, инновационных педагогических технологий. Особого упоминания заслуживает свойство кредитности учителя, под которым в психологии личности понимается компетентность, профессиональная авторитетность.

Вместе с тем высококвалифицированный учитель-предметник не всегда сам владеет предметной областью, связанной с формированием информационной культуры личности и включающей широкий спектр не только профессиональных информационных знаний и умений, но и убеждений. Это и основанное на четкой системе аргументации убеждение в необходимости вступления каждого человека в мир информации, знаний; и представление о многообразии накопленных человечеством информационных ресурсов; и владение алгоритмами информационного поиска.

Для всех членов общества сегодня возрастает необходимость постоянного повышения квалификации, обновления знаний, освоения новых видов деятельности. Признаком информационного общества является утверждение культа знаний.

В условиях информатизации современного общества особую актуальность приобретает формирование информационной культуры личности, перед которой открываются широкие перспективы эффективного использования накопленных человечеством информационных ресурсов. Все более типичным атрибутом не только профессиональной, но и домашней сферы становится персональный компьютер и Интернет.

Отсутствие целостной концепции формирования информационной культуры индивида, а также глобальность задачи подготовки молодого поколения к жизни в информационном обществе придают этой проблеме общегосударственное значение. И в решении поставленной проблемы особое место, безусловно, должны занять общеобразовательные учреждения. Можно загрузиться и перезагрузиться информацией. Однако лишь широкое современное образование позволяет человеку отделить зерна от плевел, толково воспользоваться информацией и превратить ее в знание. Очевидно, что огромную роль приобретает вопрос: что именно мы познаем, что читаем, как выбираем объекты для познания, для чтения из необозримых информационных и документальных массивов. Ведь то, что может узнать и прочитать за свою жизнь человек, ничтожно мало, если бессистемно использовать всю ту информацию, что идет сама в руки, или читать все, случайно попадающееся на глаза, но это может быть очень много, если информация, которую получает человек, интересна, полезна, затрагивает ум, сердце и душу.

Интересную мысль высказал академик С.И. Вавилов, говоря об информации: «...современный человек находится перед Гималаями информации в положении золотоискателя, которому надо отыскать крупинки золота в массе песка».

Научить ребенка хотеть пользоваться информацией, добывать ту информацию, которая будет влиять на формирование его интеллектуальных качеств, гражданской позиции, миропонимания, возможно только в том случае, если мы поставили перед собой задачу системно влиять на формирование информационной культуры школьника.

Одной из форм просветительской работы среди учащихся, развития познавательного интереса школьников, формирования их информационной, гражданской, нравственно-правовой культуры, кругозора социальной и политической зрелости является информационно-познавательный час.

Главной его особенностью на современном этапе является то, что он должен научить ребенка хотеть знать интересную, полезную и важную информацию, при этом влияя на его культуру восприятия информации.

В недалеком прошлом информационный час именовался политической информацией. В определенный период времени чиновники в образовательной сфере поспешили выбросить информационный час из воспитательной работы классного руководителя, посчитав его ненужным в наше время. Однако это совершенно неверно, и в последнее время многие школы и регионы уделяют большое внимание не только формированию политической культуры учащихся, но и их всестороннему образованию для того, чтобы они выросли небезразличными к тому, что происходит вокруг, и готовыми узнать и сохранить то, что было до них.

Главное назначение информационно-познавательного часа - формирование сопричастности к событиям и явлениям общественно-политической жизни своей страны, своего города, района, мира.

Информационно-познавательный час помогает учащимся применить знания, полученные на уроках истории и граждановедения, разобраться в сложнейших проблемах современности, адекватно реагировать на происходящее в стране и мире. Помимо этого, информационно-познавательный час и подготовка к нему могут расширить кругозор учащихся, увлечь их своей проблематикой, развивать исследовательские и творческие умения.

Информационно-познавательный час сегодня - это возможность дать учащимся такую информацию, которая будет им интересна, сможет пробудить в них потребность в познании, чтении хорошей литературы, газет и журналов, сохранить любознательность и любопытство, которое зачастую теряется по мере взросления ребенка.

Информационно-познавательный час способствует формированию пытливости ума школьника, исследовательских умений, учит сравнивать и обобщать, анализировать информацию.

Для того чтобы классному руководителю было легче ориентироваться в организации и проведении информационно-познавательного часа, необходимо знать методику его подготовки и проведения.

Информационно-познавательные часы подразделяются на обзорные и тематические.

Обзорный информационный час - это краткий обзор основных политических, культурных и спортивных событий, произошедших за определенный отрезок времени в стране и за рубежом.

Информирование учащихся рекомендуется проводить по следующей схеме: государственная внутренняя политика, государственная внешняя политика, новости из России и стран Содружества, события в мире, глобальные экологические проблемы и пути их решения, новости науки, культуры, образования, здравоохранения, спорта, информация, связанная с историей тех или иных событий, биографиями исторических личностей, деятелей общественной жизни, науки и культуры.

Этап подготовки обзорного информационно-познавательного часа предполагает выбор ведущего или нескольких ведущих, распределение подтем информационно-познавательного часа между его участниками. Ответственные за освещение каждого направления и ведущие предварительно назначаются классным руководителем или выбираются самими ребятами.

В роли ведущего может выступать как сам классный руководитель, так и один из учащихся, это может быть лидер класса, группы, способный с легкостью увлечь сверстников, сфокусировать их внимание на определенной проблеме, или ученик, которому интересна обсуждаемая проблема.

Классный руководитель по необходимости участвует в подборе актуального материала, разрабатывает вопросы, конкретизирующие тему, определяет персональные и коллективные задания для учащихся с учетом уровня культуры и индивидуальных особенностей развития ребят, проводит индивидуальные консультации, уточняет цель и план проведения обзорного информационно- познавательного часа.

Очень важно научить ребят самостоятельно отбирать нужный материал. Для этого необходимо обратить их внимание на основные критерии отбора информации:

Актуальность;

Объективность;

Значимость;

Достоверность;

Оперативность;

Убедительность.

Огромное значение имеет умение учащихся пользоваться основными источниками информации .

К ним относятся:

Периодическая печать;

Словари и справочники;

Художественная литература;

Телевизионные передачи;

Радиопередачи;

Интернет.

Этапы проведения обзорного информационно-познавательного часа.

Ход информационно-познавательного часа координирует ведущий или классный руководитель, могут помочь в этом и ребята-старшеклассники, члены информационно-аналитической группы учебного заведения. Они сообщают тематику, цель информационного часа, обосновывают актуальность обсуждаемой проблемы, устанавливают очередность выступающих.

При проведении информационно-познавательного часа важно не столько уделять внимание сведениям о том или ином событии, сколько пробуждать к нему интерес, заставлять задуматься, прочитать о проблеме в газете, журнале, книге, активно реагировать на происходящее.

С этой целью после каждого сообщения учащегося ведущий предусматривает для группы возможность:

Задать вопросы выступающему;

Дополнить сообщения новыми фактами, примерами;

Обменяться мнениями;

Сформулировать выводы по обсуждаемому вопросу.

После завершения всех выступлений и дискуссий ведущий

подводит общий итог информационно-познавательного часа.

Для более глубокого обсуждения какой-либо злободневной, интересной, актуальной, связанной с определенными датами в жизни общества проблемы целесообразно проведение тематических информационно-познавательных часов.

Этапы подготовки тематического информационного часа

1. Определение темы - один из наиболее важных моментов подготовки тематического информационного часа. Очень важна в воспитательном отношении такая позиция классного руководителя, при которой педагог не просто предлагает учащимся разработанную им тематику, а обсуждает ее вместе с ними.

2. Коллективное обсуждение , итогом которого становится рассмотренная и одобренная активом учащихся перспективная тематика информационно-познавательных часов. В результате уже с первого момента подготовки информационного часа учащиеся поставлены в позицию активных его участников.

К тематическому информационному часу заранее разрабатываются вопросы, конкретизирующие тему, подбирается рекомендуемая литература, готовятся наглядные пособия, аудио- и видеосюжеты, ведется работа в Интернете.

3. Подведение итогов обсуждения по теме.

Формы проведения информационно-познавательного часа

Тематический информационно-познавательный час может проводиться в различной форме. Он может быть организован в форме беседы, в ходе которой учащиеся делают сообщения по отдельным вопросам темы, в форме дискуссии, в форме КВН или другой форме, которая подходит к обсуждению данной темы.

Значительно повышают интерес к освещаемой на тематическом информационном часе проблеме и собственные видеосюжеты ребят: «корреспондент» в присутствии «оператора» с видеокамерой проводит тематический блицопрос в многолюдном месте своего учебного заведения (в холле, столовой, актовом зале).

Одна из наиболее популярных форм проведения тематического информационного часа - это круглый стол с участием компетентного лица и активным вовлечением учащихся в дискуссию. Проблема для освещения на тематическом информационном часе может быть продиктована последними событиями в мире или предложена самими учащимися. Темы для круглого стола могут быть самыми разными:

Правовой ликбез;

Проблемы современного мира: сегодня, завтра, всегда;

Международный терроризм: где же выход?

Альтернативная служба в армии: за и против;

Экология: в поисках пути выживания и др.

Целесообразно, чтобы круг участников тематического информационного часа не ограничивался рамками класса, учебной группы. Встречи с интересными людьми, обсуждение злободневных событий в мире - повод объединить за круглым столом несколько классов, групп, учителей-предметников, родителей, администрацию учебного заведения.

Информационный вестник - это ознакомление в форме устного журнала учащихся с событиями в стране и за рубежом по определенной схеме:

Внутренняя и внешняя политика страны;

Тенденции развития России и стран Содружества;

События в странах дальнего зарубежья;

Новости науки, культуры, экологии, здравоохранения, спорта.

В ходе изложения выступающий предусматривает демонстрацию наглядного материала, комментирует сообщение, обменивается мнениями с классом, группой.

Информ-дайджест — еженедельная пятиминутка со свободным выбором тем. Каждый из учащихся, предварительно проанализировав общественно-политические события за минувшую неделю, знакомит класс, группу с наиболее интересными и значимыми материалами из прессы, информационных радио- и телепередач.

Вы спрашивали - мы отвечаем - форма обзорного информационного часа по заранее отобранным, наиболее актуальным для ребят проблемам.

Предварительно собираются сведения у школьников о том, какие события современной жизни, интересные факты их более всего интересуют. На основании опроса учащиеся готовят вопросы, заранее определив, кто на них будет отвечать.

Встречи с молодежными журналами - ежемесячный обзорный информационный час по материалам молодежных журналов.

Форма проведения - поочередное выступление учащихся с обзором и обсуждением наиболее понравившихся материалов общественно-политического характера, помещенных в современных молодежных журналах.

Политическая дискуссия — тематический информационный час с целью исследования проблемных и спорных политических вопросов: «Альтернативная служба в армии», «Международный терроризм: где же выход?», «Толерантность: за и против».

Участники заранее делятся на группы, имеющие разные или противоположные мнения. Для дискуссии характерны тщательная теоретическая подготовка участников и обстоятельный анализ аргументации противоположной концепции.

В результате коллективного творческого мышления учащиеся формируют умения анализировать политическую жизнь, видеть противоречия действительности и находить пути их решения.

Как это было - форма тематического информационного часа, анализирующего одно из значимых событий по примеру одноименной телепередачи. Большая роль отводится ведущему. Он дает основные исторические и политические справки, представляет гостей и организует диалог.

Выступления должны быть краткими (3-5 мин) и посвящены конкретному факту, позволяющему углубить и разнообразить знания слушателей. Рекомендуется использование видеоматериалов, фотоиллюстраций и т. п.

Годы и люди - тематический информационный час, посвященный биографиям, профессиональным достижениям деятелей культуры, политики, экономики у нас в стране и за рубежом.

Пресс-конференция - форма информационного часа с элементами ролевой игры. Участники пресс-конференции - «журналисты» и «фотокорреспонденты» - интервьюируют докладчика, выступающего в роли политика, ученого, деятеля искусства и т. д.

Фотокамера смотрит в мир - информационный час в форме поочередной демонстрации всеми учащимися фотографий из газет и журналов с кратким комментарием важнейших событий. После окончания мероприятия фотографии прикрепляются на доску (стенд), в соответствующий раздел. Таким образом, смонтированный обзор событий остается на 3-4 дня для всеобщего обозрения.

Правила проведения информационного часа.

Информационный час:

1) не должен быть продолжительным по времени;

2) должен быть ярким и занимательным, он не должен быть монологом и наставлением учителя;

3) готовится и проводится с участием детей, проявляющих собственную инициативу и желание подать информацию необычно и интересно для своих одноклассников;

4) должен развивать интеллектуальные и коммуникативные умения учащихся: рассуждать, делать выводы, защищать свое мнение, высказывать его;

5) необходим для развития словарного запаса учащихся, пополнения энциклопедических знаний школьников;

6) должен проводиться регулярно;

7) не должен оставлять учащихся равнодушными, безразличными к тому, что происходит в мире и в стране.

В ходе информационного часа могут быть использованы такие виды работы с учащимися, как:

Чтение газетных сообщений;

Комментированное чтение газетных и журнальных материалов;

Пересказ событий в стране и мире с использованием газетных текстов;

Похожие публикации