Сайт компьютерных навыков

Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности. Информационные технологии. материал по информатике на тему Чем отличается информатика информационных технологий

Информатика – это наука и учебная дисциплина о закономерностях работы с информацией, методах ее преобразования, хранения и передачи средствами вычислительной техники, а также принципы функционирования этих средств и методы управления ими.

Информатика изучает свойства, структуру и функции информационных систем, а также происходящие в них информационные процессы.

Информационная система – это взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации для достижения цели управления. Информационный процесс – это процесс, в результате которого осуществляется восприятие, накопление, хранение, поиск, обработка и распространение информации.

Дисциплина «Информатика» в ВУЗе имеет целью ознакомить студентов с основами современных информационных технологий и тенденциями их развития. С этой точки зрения «Информатика» служит базой для специализированных дисциплин, направленных на изучение современных информационных технологий в областях будущей профессиональной деятельности.

Из определения информатики также видно, что информатика очень близка к технологии, поэтому ее предмет нередко называют информационной технологией. Информационная технология (ИТ) – совокупность методов и программно-технических средств, обеспечивающая сбор, обработку, хранение, распределение и отображение данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления. Цель ИТ – производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.

Предмет информатики составляют следующие понятия:

    аппаратное обеспечение средств вычислительной техники;

    программное обеспечение средств вычислительной техники;

    средства взаимодействия аппаратного и программного обеспечения;

    средства взаимодействия человека с аппаратными и программными средствами.

Как видно из этого списка, в информатике особое внимание уделяется вопросам взаимодействия. Для этого даже есть специальное понятие – интерфейс. Методы и средства взаимодействия человека с аппаратными и программными средствами называют пользовательским интерфейсом. Соответственно, существуют аппаратные интерфейсы, программные интерфейсы и аппаратно-программные интерфейсы.

Основной задачей информатики является систематизация приемов и методов работы с аппаратными и программными средствами вычислительной техники. Цель систематизации состоит в выделении, внедрении и развитии передовых, наиболее эффективных технологий, в автоматизации этапов работы с данными, а также в методическом обеспечении новых технологических исследований.

Информатика как наука объединяет группу дисциплин, занимающихся изучением различных аспектов свойств информации в информационных процессах, а также применением алгоритмических, математических и программных средств для ее обработки с помощью компьютеров.

    Информатика – практическая наука . Ее достижения должны проходить подтверждение практикой и приниматься в тех случаях, когда они соответствуют критерию повышения эффективности.

В информатике все жестко ориентировано на эффективность. Вопрос, как сделать ту или иную операцию, для информатики является важным, но не основным. Основным же является вопрос, как сделать данную операцию эффективно.

Информатика как индустрия – это инфраструктурная отрасль народного хозяйства, обеспечивающая все другие отрасли необходимыми информационными ресурсами. Индустрия информатики включает в себя предприятия, производящие вычислительную технику и ее элементы; вычислительные центры различного типа и назначения; осуществляющие производство программных средств и проектирование информационных систем; организации, накапливающие, распространяющие и обслуживающие фонды алгоритмов и программ; станции обслуживания вычислительной техники.

Сигнал (от латинского signum - знак) представляет собой любой процесс, несущий информацию.

Сообщение - это информация, представленная в определенной форме и предназначенная для передачи.

Данные - это информация, представленная в формализованном виде и предназначенная для обработки ее техническими средствами, например, ЭВМ.

Технологии, опишем составные части «ядра» современной информатики. Каждая из этих частей может рассматриваться как относительно самостоятельная научная дисциплина; взаимоотношения между ними примерно такие же, как между алгеброй, геометрией и математическим анализом в классической математике - все они хоть и самостоятельные дисциплины, но, несомненно, части одной науки.

Теоретическая информатика - часть информатики, включающая ряд математических разделов. Она опирается на математическую логику и включает такие разделы как теория алгоритмов и автоматов, теория информации и теория кодирования, теория формальных языков и грамматик, исследование операций и другие. Этот раздел информатики использует математические методы для общего изучения процессов обработки информации.

Вычислительная техника - раздел, в котором разрабатываются общие принципы построения вычислительных систем. Речь идет не о технических деталях и электронных схемах (это лежит за пределами информатики как таковой), а о принципиальных решениях на уровне, так называемой, архитектуры вычислительных (компьютерных) систем, определяющей состав, назначение, функциональные возможности и принципы взаимодействия устройств. Примеры принципиальных, ставших классическими решений в этой области - неймановская архитектура компьютеров первых поколений, шинная архитектура ЭВМ старших поколений, архитектура параллельной (многопроцессорной) обработки информации.

Программирование - деятельность, связанная с разработкой систем программного обеспечения. Здесь отметим лишь основные разделы современного программирования: создание системного программного обеспечения и создание прикладного программного обеспечения. Среди системного - разработка новых языков программирования и компиляторов к ним, разработка интерфейсных систем (пример - общеизвестная операционная оболочка и система Windows). Среди прикладного программного обеспечения общего назначения самые популярные - система обработки текстов, электронные таблицы (табличные процессоры), системы управления базами данных. В каждой области предметных приложений информатики существует множество специализированных прикладных программ более узкого назначения.

Информационные системы - раздел информатики, связанный с решением вопросов по анализу потоков информации в различных сложных системах, их оптимизации, структурировании, принципах хранения и поиска информации. Информационно-справочные системы, информационно-поисковые системы, гигантские современные глобальные системы хранения и поиска информации (включая широко известный Internet) в последнее десятилетие XX века привлекают внимание все большего круга пользователей. Без теоретического обоснования принципиальных решений в океане информации можно просто захлебнуться. Известным примером решения проблемы на глобальном уровне может служить гипертекстовая поисковая система WWW, а на значительно более низком уровне - справочная система, к услугам которой мы прибегаем, набрав телефонный номер 09".

Искусственный интеллект - область информатики, в которой решаются сложнейшие проблемы, находящиеся на пересечении с психологией, физиологией, лингвистикой и другими науками. Как научить компьютер мыслить подобно человеку? - Поскольку мы далеко не все знаем о том, как мыслит человек, исследования по искусственному интеллекту, несмотря на полувековую историю, все еще не привели к решению ряда принципиальных проблем. Основные направления разработок, относящихся к этой области - моделирование рассуждений, компьютерная лингвистика, машинный перевод, создание экспертных систем, распознавание образов и другие.

М.Е. Крекин

Основы информатики и информационных технологий

В этом году в вашем расписании появился новый предмет -- "Основы информатики и информационных технологий". Чем же вам предстоит заниматься на этих уроках?

Информатика1 -- научно-техническое направление, занимающееся общими принципами автоматизированной работы с различной информацией. Но на уроках мы будем не только знакомиться с некоторыми из этих принципов, но и учиться использовать компьютер для решения различных практических задач. Вы узнаете, как с его помощью можно рисовать и считать, находить нужные сведения и писать рассказы, строить графики и переписываться с разными, живущими очень далеко, людьми... И все это -- работа с информацией.

Но что же это такое - информация2? Дать строгое определение этого понятия невозможно, как невозможно дать строгое определение точки, прямой, материи и других базовых понятий различных наук. Мы будем понимать под информацией различные знания, сведения о реальном мире. Эти знания можно разделить на две категории: знание фактов ("Я знаю, что...", декларативные3 знания) и знание правил ("Я знаю, как...", процедурные4 знания). Для того чтобы правильно определить свои действия в конкретной ситуации равно необходимы и те, и другие.

Все живые существа могут воспринимать образную информацию (запахи, вкусы, шумы и многое другое). Человек же еще умеет представлять свои знания в знаковом (символьном) виде. Из различных символов (букв, цифр, знаков препинания) состоит текст; из символов - только уже звуковых (фонем5) -- состоит устная речь. Можно передать информацию с помощью жестов. И это тоже -- символы.

Знаковую систему для представления информации называют языком, а полный набор символов языка - его алфавитом. Языки делятся на разговорные (естественные) и формальные. Формальные языки специально создаются, чаще всего для определенной области человеческой деятельности (например, язык математики). В вычислительной технике тоже используются особые формальные языки. Когда информация представлена в виде, пригодном для автоматической обработки, ее называют словом "данные".

Какие действия человек выполняет с информацией? Их три: обмен (передача и прием), хранение и обработка. Информация хранится либо в собственной памяти человека - и тогда ей можно воспользоваться сразу, либо "на внешних носителях" (в книге, блокноте, на магнитной ленте и т. п.), откуда ее сперва нужно прочитать.

Почти непрерывно человек обрабатывает информацию:

получает новые знания на основе уже известных ему фактов и правил;

изменяет форму представления (например, переводя на другой язык);

упорядочивает (сортирует) информацию;

ищет ее в большом массиве (словаре, справочнике, картотеке и т.п.)...

При этом, так же как при обмене и хранении, человек зачастую использует различные технические средства, наиболее универсальным из которых является компьютер6.

Компьютер (электронно-вычислительная машина, ЭВМ) - это комплекс технических средств для автоматизированной работы с информацией. Каждое из входящих в состав компьютера устройств моделирует одну из информационных функций человека. Мозг компьютера -- процессор7 -- обрабатывает информацию и командует всеми остальными устройствами. Обрабатываемые данные находятся в оперативной памяти, а для длительного хранения их можно записать в "блокнот" -- внешнюю память. Естественно, компьютер должен каким-то образом получать информацию. Для этого служат устройства ввода (клавиатура, мышь, сканер8 и др.). И, наконец, с помощью устройств вывода (монитор9, принтер10 и др.) компьютер передает информацию человеку. Устройства ввода и вывода, а также внешнюю память называют периферийными11 (или внешними) устройствами. Процессор, оперативная память, некоторые устройства внешней памяти и схемы управления периферийными устройствами (контрОллеры12) обычно объединяются в системный блок. Все эти устройства общаются друг с другом с помощью магистрали13. Для подключения внешних устройств на системном блоке имеются разъемы, которые называются портами14.

Еще несколько слов об отличиях оперативной и внешней памяти. Во-первых, данные в оперативной15 памяти (оперативное запоминающее устройство, ОЗУ) могут быть обработаны процессором непосредственно, а из внешней их необходимо сначала загрузить (перенести) в оперативную. Во-вторых, ОЗУ хранит информацию только пока компьютер включен, внешняя же память -- энергонезависима. Кроме того, обычно емкость внешних запоминающих устройств гораздо больше.

Как же представлена информация внутри компьютера? Оказывается, технически наиболее удобно использовать язык, алфавит которого содержит всего два символа (их условно обозначают нулем и единицей), -- язык двоичных кодов. С помощью этих двух символов представляется все многообразие информации, с которой работают современные вычислительные машины: и тексты, и фотографии, и музыка, и кинофильмы. В дальнейшем вы узнаете, как это удается сделать. Пока же нужно помнить, что любые данные в компьютере представлены в виде некоторой последовательности нулей и единиц.

Естественно, чем длиннее код, тем больше информации он содержит. Поэтому в технике количество информации определяют именно по длине кода. А в качестве эталона при этом используют самый короткий код - состоящий из одного двоичного символа. Такая единица количества информации получила название бит16.

Работать с непрерывной последовательностью символов двоичного алфавита (т. е. когда отсутствует пробел, разграничитель между ними) практически невозможно. Потребовалось соглашение о разбиении ее на части фиксированной длины, которые воспринимались бы как единое целое. Удобным оказалось принять длину этих частей равной 8 бит. Соответствующее количество информации было названо байтом.

При работе с большими объемами информации удобнее пользоваться более крупными единицами:

1024 байт = 210 байт = 1 килобайт (Кбайт),

1024 Кбайт = 220 байт = 1 мегабайт (Мбайт),

1024 Мбайт= 230 байт = 1 гигабайт (Гбайт).

Передавать данные от одного устройства к другому можно либо по одному биту -- последовательно, либо сразу один или несколько байт - параллельно. По магистрали информация передается параллельно, а вот обмен со внешними устройствами может быть и параллельным, и последовательным. Соответственно и порты бывают параллельными или последовательными.

Примечания

Слово "информатика" происходит от франц. information (информация) и automatique (автоматика)

Informatio (лат.) - ознакомление, разъяснение

Declaratio (лат.) - объявление

От лат. Procedere - продвигаться. Последовательность действий для совершения какого-либо дела

От греч. Phono - звук

Computer (англ.) - вычислитель

Processor (англ.) - тот, кто что-либо обрабатывает

Scan (англ.) - внимательно разглядывать. Сканер - устройство для ввода изображений

Monitor (англ.) - контрольное устройство, наблюдатель

Printer (англ.) - печатник

Periphereia (греч.) - окружность, окружение

Controller (англ.) - регулятор, управляющее устройство

Magistralis (лат.) - главный. Главная линия

Porta (лат.) - дверь, ворота

Operatio (лат.) - непосредственное действие

Bit = binary digit (англ.) - двоичная цифра

Введение……………………………………………………………………...3

1 Информационные технологии: определения, понятия……………….….4

2 Информационные технологии в библиотеке……………………………..6

2.1 ИТ и обеспечение сохранности библиотечных фондов………..10

2.2 Использование ИТ для обеспечения доступности правовой информации…………………………………………………………………..12

3 Интернет-технологии……………………………………………………..14

Заключение…………………………………………………………………...18

Список литературы…………………………………………………………..19

Введение

Бурное развитие науки и техники в конце XX века привело к широкому распространению информационных технологий в различных сферах деятельности. Все большее значение приобретают информация и информационные технологии. При этом методы и способы обработки информации должны соответствовать двум принципам: точность и скорость получения.

Информационная технология является непременной составной частью большинства видов интеллектуальной, управленческой и производственной деятельности человека и общества. Развитие информационных технологий в современных условиях основано на применении вычислительной техники и связанных с нею методов и средств автоматизации информационных процессов.

Безусловно, что пять главных тенденций развития информационных технологий в конце XX века – персональные компьютеры, CD-ROM, Интернет, электронные библиотеки, мобильная связь – существенно повлияли и на привычные технологии библиотек.

Сегодня в центре внимания находятся проблемы, связанные с удовлетворением информационных запросов читателей: выявление потребностей пользователей, полнота поступления литературы, использование Интернета в библиотечных процессах, использование рынка электронных документов.

Целью данного реферата будет изучение использования информационных технологий в библиотеке СПИ ИжГТУ.

1 Информационные технологии: определения, понятия.

Информационные технологии призваны обеспечить автоматизацию процессов рутинной обработки больших объемов информации и предоставить пользователю любого ранга доступные и компактные документы, содержащие данные, как в исходном, так и в обработанном виде. Формирование информационных ресурсов практически во всех областях деятельности человека привело к возникновению и стремительным темпам развития информационных технологий, в том числе библиотечном деле.

Чтобы обеспечить логическую целостность изложения, рассмотрим определения и понятия, связанные с информационными технологиями.

Информационная технология (ИТ) – процесс, использующий совокупность методов и средств реализации операций сбора, регистрации, передачи, накопления, защиты и обработки информации на базе программно-аппаратного обеспечения, ориентированных на повышение эффективности и производительности труда.

Существуют и другие определения ИТ, например:

1 ИТ- термин, относящийся ко всем технологическим средствам, используемым для создания, хранения, обмена и использования информации в ее различных формах (деловые данные, телефонные переговоры, фотографии, видеозаписи, мультимедийные представления, а также какие либо иные, которые могут появиться в будущем.

2 ИТ или информационные и коммуникационные технологии – ИКТ-это технологии, применяемые для обработки информации. В частности, они используют компьютеры и программное обеспечение для преобразования, хранения, защиты, передачи и извлечения информации в любом месте и любое время.

3 ИТ- приемы, способы и методы применения технических и программных средств при выполнении функций обработки информации.{2}

Приведенные определения показывают сложный и многокомпонентный характер ИТ.

Технологии различаются составом и последовательностью операций, степенью их автоматизации (долей машинного и ручного труда), надежностью их выполнения. Надежность реализуется качеством выполнения основных операций и наличием разнообразного их контроля.

Информационная технология справляется с существенным увеличением объемов перерабатываемой информации и ведет к сокращению сроков ее обработки. Автоматизированные информационные системы для информационной технологии – это основная среда, составляющими элементами которой являются средства и способы для преобразования данных. ИТ представляет собой процесс, состоящий из четко регламентируемых правил выполнения операций над информацией, циркулирующей в информационных системах (ИС), и зависит от многих факторов, которые систематизируются по следующим классификационным признакам (рис1) :

· Степень централизации технологического процесса;

· Тип предметной области;

· Степень охвата задач;

· Класс реализуемых технологических операций;

· Тип пользовательского интерфейса;

· Способ построения сети.

Рис 1 Классификация информационных технологий

Информационные технологии

Степень централизации технологического процесса

Тип предметной области

Степень охвата задач

Класс реализуемых технологических операций

Тип пользовательского интерфейса

Способ построения сети

Централизованная технология;

Децентрализованная технология;

Комбинированная технология.

Бухгалтерский учет;

Страховая деятельность;

Банковская деятельность;

Налоговая деятельность;

Автоматизированная обработка данных;

Автоматизация функций;

Поддержка принятия решений;

Электронный офис;

Экспертная поддержка.

Работа с текстовыми редакторами;

Работа с табличными процессорами;

Работа с СУБД;

Работа с графическими объектами;

Мультимедийные системы;

Гипертекстовые системы.

Пакетные;

Диалоговые;

Сетевые.

Локальные

Многоуровневые (иерархические);

Распределенные.


2 Информационные технологии в библиотеке.

Библиотеку (библиотечно-информационную систему) мы рассматриваем как коммуникационную и социальную систему (институт), предназначенную в первую очередь для информационного обслуживания конкретного круга пользователей и предоставления им требуемого документного ресурса.

Мир библиотеки и библиотечных работников изменился под воздействием внешней среды и с появлением новых информационных технологий. Хотя, функции библиотек остались прежними: собирать документы и информацию, хранить, доводить до тех, кому она предназначена. Причём делать это как можно качественнее, оперативно и полно. Но вот средства, с помощью которых они реализуются, стали новыми, современными, соответствующими новой информационной эпохе.

Университетские и институтские библиотеки всегда были и продолжают оставаться основным источником информации, обеспечивающим научную и образовательную деятельность университета (института), поскольку уровень и качество учебной и научно-исследовательской работы в значительной степени определяется библиотечно-информационным обеспечением преподавателей и студентов, научных сотрудников и аспирантов.

Особенностью нашей библиотеки, как и любой другой вузовской является тот факт, что она не существует как самостоятельное учреждение, а является структурным подразделением института. Поэтому основой информатизации библиотеки является автоматизированная библиотечно-информационная система (АБИС), интегрированная в единую информационную систему вуза. Все персональные компьютеры института, в том числе установленные в библиотеке, объединены в локальную сеть и имеют доступ к рабочим базам данных библиотеки и в Интернет для общения через пользовательский интерфейс. Именно эту задачу - поставила перед собой библиотека, приступая к комплексной компьютеризации всех производственных библиотечных процессов, начиная предварительным заказом литературы и заканчивая выдачей документов читателям.

В читальном зале библиотеки СПИ, для обеспечения работы библиотеки и учебного процесса на восьми компьютерах установлена операционная система Microsoft Windows XP со всеми офисными приложениями: Word, Excel, Power Point, Access и т.д., а также бесплатные аналоговые офисные программы Open Office: Writer, Cals, Impress, Base, Draw (графический редактор), Math.

А также: Adobe Photoshop CS, Winamp, The BAT, Internet Explorer, Borland Developes Studio 2006, Corel Draw Graphics Suite 12, Mathcad 2001 Professional, Компас – 3D V8 /Компас автопроект V9.3, Borland Delphi 7, Promt, 1С: Предприятие 7.7, 8.0, Matlab V6.5, Maple 9.5 и выше, P-Cad 2001, Statistica 6.0, Adobe Reader, SolidWorks, ADEM.

В последние годы в связи с пересмотром законодательной базы библиотечного дела и изменения традиционных библиотечных процессов выявилась потребность в совершенствовании управления процессом создания и использования документов со стороны администрации библиотеки.

Наличие в кабинете заведующего библиотекой компьютера и баз данных, отражающих текущее состояние основных технологических процессов в отделах, дает ему возможность оперативно осуществлять дистанционное управление и контроль за состоянием дел в библиотеке, особенно на тех участках, которые нуждаются в повышенном внимании.

В библиотеке СПИ ИжГТУ используется конфигурация «Онлайн: Библиотека». Она не является самостоятельной программой, для ее функционирования необходимо наличие платформы «1С: Предприятие 7.7»

Функциональные возможности:

· Автоматизация всех разделов учета библиотеки:

Ведение электронного каталога (ЭК);

Печать алфавитной и систематической каталожной карточки в соответствии с ГОСТ 7.1-2003;

Печать оборота каталожной карточки;

Печать книжного формуляра;

Отбор списка книг по ключевому слову и его распечатка;

Ведение систематического учета книг по индексам УДК и ББК;

Ведение справочника издательств.

· Книгообеспеченность:

Ведение справочника специальностей;

Ведение справочника преподаваемых предметов;

Ведение текущего состава курсов;

Ведение списка изучаемых книг по предмету;

Ведомость по книгообеспеченности.

· Операции с читателями:

Ведение списка учебных групп;

Ведение списка читателей: преподавателей, учащихся по группам, выбывших;

Ведение операций выдачи и приема книг;

Контроль книг на руках у читателя.

· Учетные документы:

Приемка книг в библиотечный фонд;

Исключение книг из библиотечного фонда;

Книга суммарного учета;

Инвентарная книга.

Средства работы с документами позволяют организовать ввод документов, их произвольное распределение по журналам и поиск любого документа по различным критериям: номеру, дате, сумме и т.д.

Онлайн-библиотека включает набор статистических отчетов, позволяющих получить информацию за произвольный период, в различных разрезах и с необходимой степенью детализации.

Электронный каталог – это, прежде всего компьютерная база данных, иной вид (способ) метод представления информации о документе, нетрадиционный инструмент раскрытия фонда. Ввод информации в базу данных (БД) выполняется в соответствии с ГОСТ 701-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления». Каждая запись сопровождается ключевыми словами, облегчающими поиск документов в БД по тематике содержания и типам издания; указывается количество экземпляров и место хранения документов.

Электронный каталог состоит из совокупности справочников, основным из них является справочник «Книги». Без него невозможна ни работа по анализу книгообеспеченности учебного процесса, ни работа с читателями. По мере ввода книг в этот справочник, будут заполняться и другие справочники: «Авторы», «Издательства», «Ключевые слова», «Серии», «Места издания» и т.д. Для вновь поступающих или выбывающих изданий необходимо оформлять документы «Акт поступления книг» и «Акт на исключение книг из библиотечного фонда» соответственно, что позволит формировать книгу суммарного учета. По мере занесения основного количества используемых в библиотеке книг в справочник «Книги» можно переходить к анализу книгообеспеченности и автоматизированному обслуживанию читателей.

Анализ книгообеспеченности необходимо проделывать ежегодно, в связи с изменениями учебных планов, состава курсов, видов преподаваемых дисциплин и специальностей.

Вторым моментом в области проникновения информационных технологий в библиотеку стали компакт-диски CD-ROM, DVD, принесшие новый вид носителя документов и приведшие к феномену электронных библиотек (ЭБ). Для библиотек развитие ЭБ означает, прежде всего, сканирование (оцифровку) и формирование части своей коллекции в электронном виде, ее организацию и обслуживание локальных и удаленных пользователей.

Что же дали электронные издания библиотекам?:

1 Возможность обслуживать своих читателей разнообразными базами данных и другими информационными продуктами: библиографическими, реферативными, фактографическими, адресно-справочными, тем самым существенно расширяя свой пользовательский сервис и содействуя большей общедоступности к мировым информационным ресурсам.

2 Возможность использовать комплексное, энерго- и ресурсосберегающее относительно недорогое средство публикации, которое имеет много преимуществ по сравнению с бумагой, микроформой и магнитными лентами.

3 Мультидоступ к одному документу – одновременный доступ нескольким пользователям к одному электронному ресурсу с помощью систем «CD-ROM Networking»

4 Сохранность, создание страховых копий.

2.1 ИТ и обеспечение сохранности библиотечных фондов.

Фонды библиотек – это часть общенационального культурного наследия, исторический источник и информационный ресурс страны. Между тем тысячи документов теряются в библиотеках в процессе хранения и использования.

Для библиотек представляют интерес системы, работающие в области защиты от хищений и несанкционированного перемещения. Типы противокражных систем, использующие технологию радиочастотной идентификации, приведены в таблице 1.

Таблица 1

В настоящее время для библиотек наиболее подходят противокражные электромагнитные системы. Их работа выглядит следующим образом: специальная электронная проходная система (детекторные панели) имеет высокую чувствительность и бесконтактно считывает информацию с носителя, скрытого в журнале книге и т.п. Одна из стоек детекторных панелей является приемником, другая – передатчиком. Передатчик излучает сигнал на определенной частоте в строго определенный промежуток времени. Между стойками возникает электромагнитное поле. Если в поле действия системы оказывается носитель информации, и при этом он активен, т.е. вынос книги, журнала и т.п. не разрешен, в нем возникают резонансные колебания. Приемник улавливает эти резонансные колебания и подает сигнал тревоги, который может включать в себя световую и звуковую сигнализацию, останавливающего недобросовестного посетителя. При санкционированной выдаче документа носитель информации деактивируется, и при прохождении его через электромагнитное поле системы ответные резонансные колебания не возникают.

Ведение учета фондов в автоматизированном режиме предполагает использование технологии штрихового кодирования документов. Она состоит из трех этапов: создание штрихового кода, нанесение его на этикетку, считывание штрихового кода специальной аппаратурой.

Штрих-код представляет собой закодированную определенным образом последовательность из цифр и букв (может быть что-либо одно). Разработка штрих-кода происходит с помощью специальных программ. Чаще всего символ штрихового кода отображается в виде светлого прямоугольника, внутри которого расположены темные штрихи.

Нанесение штрихового кода на этикетки может быть реализовано не только в типографии (как правило, они не работают с малыми тиражами), но и в библиотеке с помощью как самых обычных, так и специализированных термо- и термотрансферных принтеров. Считывание штрихового кода производится различными оптическими системами - сканерами, работа которых основана на измерении интенсивности отраженного света от черных и белых полос кода. Лазерный сканер считывает штриховой код с большего расстояния и отличается низкими требованиями к качеству считываемого штрихового кода. Возможно считывание даже плохо напечатанных и частично поврежденных меток.

Практика показывает, что при внедрении подобных систем в работу библиотеки уже в первый год эксплуатации позволяют сократить пропажи не менее чем на 80% и автоматизировать ежедневные многократные процессы регистрации выдачи и возврата книг{3}.

В настоящее время в библиотеке СПИ не реализована возможность применения существующих систем.

2.2 Использование ИТ для обеспечения доступности правовой информации.

Проблема доступа граждан к правовой информации имеет два аспекта. Первый из них определяется физической возможностью найти и получить текст искомого документа. Второй связан с неизбежной при такой множественностью решений по конкретным вопросам.

Что касается традиционных носителей информации, то порядок официального опубликования правовых актов разных уровней регламентирован достаточно подробно, поэтому особых проблем с доступом к ним, казалось бы, не должно быть. Однако это не так. Из всего объема нормативно-правовой информации стабильно доступны лишь акты Президента, Правительства и Федерального Собрания. В печатном виде региональные нормативные документы публикуются только в местной печати и практически недоступны для других потребителей правовой информации.

Потребность общества в доступе к полной, актуальной и достоверной информации и своевременной информации чрезвычайно высока. Принятие федерального закона №1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» от 10.01.2002г. позволило перевести в практическую плоскость вопросы внедрения официального электронного опубликования нормативных документов. Такой подход устранил проблему множественности источников опубликования и статуса официального опубликования в электронном виде{5}. В настоящее время практически каждый орган исполнительной и законодательной власти, как федеральной так и региональной, имеют свои сайты в Интернете в свободном доступе. Например, Министерство налогов и сборов: www/nalog.ru.

Обеспечение студентов и преподавателей правовой информацией, в СПИ осуществляется через Интернет, а также с помощью информационно- правовой системы «Гарант-Максимум» Платформа F1 Турбо с региональным законодательством.

В системе «Гарант» представлено федеральное законодательство и законодательство 84 регионов Российской Федерации, в том числе Удмуртской республики, а также 10 федеральных арбитражных судов округов. Каждую неделю в систему поступает более 8000 новых документов. В настоящее время она содержит более полутора миллиона документов и комментариев к нормативным актам.

Работа с правовыми документами начинается с поиска, который осуществляется по реквизитам: названием документа, типом, номером, датой, эмитентом, помимо основных реквизитов существуют и дополнительные, такие как территория регулирования, вид информации, значимость, статус; поиск по ситуации (если реквизиты неизвестны), пользователь может описать свой вопрос в привычных терминах, выбирая в удобном двухуровневом списке интересующую ситуацию.

Итогом поиска становится список документов, содержащего нормативные документы федерального и регионального уровней, судебную практику и аналитику. В зависимости от конкретной задачи полученный список можно отсортировать по дате издания, по дате последнего изменения или по юридической силе документов. А также можно интегрировать любой документ в офисное приложение Microsoft Word и Microsoft Excel.

В текстах отдельных документов могут присутствовать встроенные объекты – различные иллюстрации, формы, таблицы, графики и др. В нижней части основного окна расположены вкладки: справка; аннотация; судебная практика; комментарии, разъяснения, схемы; предупреждения, с помощью которых можно ознакомиться с дополнительной информацией к документу.

В системе Гарант Платформа F1 Турбо реализован сверхбыстрый режим контекстного поиска, позволяющий сверхбыстро находить искомый документ.


3 Интернет-технологии.

Появление Интернета и его стремительное вхождение в библиотечную жизнь может рассматриваться как главный результат, главная компонента информационных технологий прошедшего десятилетия.

Интернет в библиотеке является средством, широко используемым в обслуживании пользователей. Это доступ к каталогам и ресурсам других библиотек, к полнотекстовым научным публикациям, базам данных, научным журналам, возможность получать копии статей по системе доставки документов.

Среди других результатов освоения Интернета библиотеками отметим следующее:

1. Полная победа Интернета над другими сетями фактически оставила сегодня Интернет как единственную коммуникационную среду межбиблиотечной кооперации, интеграции и коммуникации;

2. WWW-технологии и http-протокол практически «задавили» другие альтернативы и стали единственными стандартами представления библиотечных ресурсов в Интернете;

3. Получил мощное развитие протокол Z39.50 в части построения корпоративных библиотечных ресурсов в Интернет;

4. Реализован принцип общедоступности к информации пользователей библиотек, что, однако, привело к двум типам негативных последствий:

Абсолютный доступ к информации нивелировал ряд позиций по необходимой защите информации, требующейся в любом информационном учреждении;

Распространение через свободный доступ в Интернет эротико-порнографической информации, сайтов, сеющих национальную рознь, искажающих историю и т.д.

5. Для широкого круга читателей библиотек, прежде всего ученых, специалистов, преподавателей, аспирантов, студентов Интернет открыл новые возможности обслуживания разнообразной информацией, среди которых отчеты, статьи, книги, библиографические указатели, энциклопедии, грантодающие программы и многое другое.

6. Библиотеки получили возможность работать с Интернет-каталогами и Интернет-магазинами различных издательств и книго-распространительских организаций, Интернет-выставками, Интернет-агенствами по подписке и другими формами нового Интернет-бизнеса.{6}

Отдельно нужно сказать о том, что многие библиотеки, не имея средств на комплектование фондов, находят возможность через Интернет организовать доступ своим пользователям к полнотекстовым электронным ресурсам через Электронные библиотеки (ЭБ). Например, полнотекстовые версии предоставляют:

http://i-u.ru – Русский гуманитарный Интернет – университет

http://gumfak.ru – Электронная библиотека, помощь для гуманитарных специальностей

http://lib.ru – Библиотека Максима Мошкова

http://virlib.eunnet.net – Виртуальная библиотека EUNnet (учебные пособия и научные издания)

http://www.rulib.com – Электронный каталог диссертаций

– Союз образовательных сайтов

http://www.klassika.ru – Классическая поэзия и проза

http://infoliolib.info – Университетская электронная библиотека

http://NataHaus.ru – Знание без границ

http://zibben.narod.ru/books.htm. – электронные лекции, учебники и методички, лабораторные и курсовые работы, шпоры для экзаменов

Справочно-библиографическая служба / Периодические издания:

http://www.library.ru – Информационно-справочный портал

http://www.library.ru/2/catalogs/periodical – Каталог сайтов периодических изданий

http://vss.nlr.ru – виртуальная справочная служба «Спроси библиографа»

http://www.bukinist.agava.ru – Библиографическая поисковая система «Букинист»

http://www.dis.ru – Издательство «Дело и сервис»

http://www.buhgalt.ru - Издательство «Бухгалтерский учет»

http://temator.ru – Тематически-информационный журнал

Кроме того, получает все большее распространение электронная доставка документов, которая позволяет пользователям заказать и получить электронную копию той или иной статьи, брошюры, фрагмента книги с помощью электронной почты.

Электронная почта

Электронная почта является одной из основных служб и стандартной услугой мировой компьютерной сети Интернет. Подключение и обслуживание осуществляется через организации – провайдеры. Провайдеры работают с индивидуальными и коллективными пользователями, предоставляя им набор услуг. Компьютер пользователя на период подключения получает индивидуальный адрес и «почтовый ящик» в соответствии с Internet Protocol (IP-адрес). На компьютере пользователя должна быть установлена клиентская часть программного обеспечения электронной почты. Серверная часть соответствующего электронной почте программного обеспечения находится на удаленном более мощном компьютере (сервере), обслуживающем ближайшую локальную сеть. При обмене информацией посредством электронной почты все компьютеры сети должны пользоваться едиными соглашениями (протоколами) о способах формирования и передачи сообщений. Базовыми протоколами являются протоколы TCP/IP (Transport Control Protocol / Internet Protocol –протокол управления передачей / межсетевой протокол). Кроме базовых протоколов используются прикладные протоколы электронной почты. Существуют системы электронной почты, совместимые и несовместимые с Windows. Среди наиболее известных – пакеты почтовых программ E-mail Connection и Eudora Pro, предназначенные для работы в среде Windows.

Активное внедрение Интернет-технологий позволило реализовать еще одну функциональную возможность библиотеки – информационную и технологическую через доступ пользователей к веб-сайту СПИ – http://спи.ru.

Научная библиотека на своей страничке отражает следующие разделы:

· Общая информация: история создания библиотеки, график работы, библиотека сегодня;

· Профессиональная деятельность: выставки, мероприятия;

· Правила пользования;

· Выписываемые периодические издания;

· Бюллетень новых поступлений.


Заключение

Автоматизация библиотечно-информационных процессов, систем (АБИС) и сетей обусловлена непрерывно увеличивающимся объемом различной информации во всех отраслях человеческой деятельности и соответствующими потребностями пользователей оперативно, полно и качественно получать документные и электронные первоисточники.

Внедрение компьютеров в повседневную жизнь и деятельность библиотеки изменило традиционные формы и методы сохранности и обработки фонда. Электронная книга в отличие от традиционной обеспечивает сопровождение текста движением видеоизображения, звуком, осуществляет анализ и оценку для читателя, дает возможность скомпоновать текст в зависимости от потребностей, получить дополнительную информацию в соответствующих базах данных, международную информацию.

Позитивные изменения, происходящие с внедрением Интернет-технологий, убедительно показывают, как трансформируются процессы комплектования, обработки и выдачи документов, импорта-экспорта виртуальных ресурсов.

Технология штрихового кодирования обладает огромным потенциалом для использования в библиотеках в целях обеспечения сохранности библиотечных фондов в процессе их использования.

Заботясь об информатизации учебного и научного процессов, ориентируясь на потребности своих пользователей (преподавателей и студентов) библиотека осваивает новые информационные технологии. Благодаря этому создаются предпосылки для получения образования высокого качества.


Список литературы.

1. Брежнева,В.В. Информационное обслуживание: продукты и услуги, предоставляемые библиотеками и службами информации предприятий: учебно-практическое пособие /В.В.Брежнева, В.А.Минкина. - СПб.: Профессия,2004.-304с.- (Библиотека).

2. Воройский,Ф.С. Современная информационная технология и ее развитие /Ф.С.Воройский // Научные и технические библиотеки.-2006г.-№8.-С.66-79.

3. Григорьева,И.И. Информационные технологии и обеспечение сохранности библиотечных фондов /И.И.Григорьева // Научные и технические библиотеки.-2004г.-№7.-С.46-52.

4. Информационные технологии управления: учеб. пособие для вузов /Под ред. Г.А.Титоренко.-2-е изд., доп.-М.: ЮНИТИ,2005г.-439с.

5. Хургин,В.М. Использование информационных технологий для обеспечения доступности правовой информации /В.М.Хургин //Научные и технические библиотеки.-2004г.-№6.-С.7-16.

6. Шрайберг,Я.Л. библиотеки и информационные технологии: 10 лет спустя /Я.Л.Шрайберг // Научные и технические библиотеки.-2004г.-№1.-С.25-55.

7. Шрайберг,Я.Л. Основные положения и принципы разработки автоматизированных библиотечно-информационных систем и сетей: учебно-практическое пособие /Я.Л.Шрайберг.-2-е изд., испр. и доп.-М.:Либерея,2001г.-104с.

Информационные революции. Информатизация общества. Информатизация УИС согласно концепции развития уголовно-исполнительной системы. Основные этапы истории развития вычислительной техники. Поколения развития ЭВМ. Понятие и обобщенная структура архитектуры вычислительной техники. Принципы работы вычислительной техники как формального исполнителя алгоритмов (программ). Понятие компьютерной системы обработки информации в УИС и её составляющие. Состав и назначение основных элементов компьютера, их функции и характеристики. Магистрально-модульный принцип построения компьютера. Устройства ввода и вывода информации.

ТЕМА 3. Программные средства реализации

Информационных процессов

Структура программного обеспечения компьютера, назначение его составных компонентов. Операционная система компьютера (назначение, состав, способ организации диалога с пользователем). Загрузка компьютера. Файловая система компьютера. Папки. Файлы (имя, тип, путь доступа). Типы файлов. Операции с файлами и папками в среде операционной системы. Текстовый редактор. Назначение, основные возможности. Электронные таблицы. Назначение и основные возможности. Графический редактор. Назначения и основные возможности. Система управления базами данных (СУБД). Назначение и основные возможности.

Используемая литература: .

Этапы решения задач на компьютере. Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Свойства алгоритмов. Типы алгоритмов и формы их представления. Циклические алгоритмы. Команда повторения. Разработка алгоритмов методом пошаговой детализации. Вспомогательный алгоритм. Основные принципы структурного программирования. Объектно-ориентированный подход в информационных технологиях.



Используемая литература: .

ТЕМА 5. Локальные и глобальные компьютерные сети

Сетевые технологии передачи и обработки информации. Теория компьютерных сетей: определения, классификации и основные понятия. Телекоммуникационные компьютерные системы: их основные компоненты, функции и характеристики. Типы каналов связи ТКС. Типы сигналов в ТКС. Режимы передачи в ТКС. Направление передачи. Протоколы телекоммуникационных компьютерных систем и их основные функции. Сетевое телекоммуникационное аппаратное обеспечение. Сетевое телекоммуникационное программное обеспечение. Локальные вычислительные сети (ЛВС). Топология ЛВС. Особенности построения и управления. Сетевое программное обеспечение. Технология «КЛИЕНТ-СЕРВЕР». Понятие глобальной сети Internet и предоставляемые ею возможности. Протоколы передачи информации в Internet. Адреса компьютеров в Internet. Система доменных имен. Универсальный указатель ресурса (адрес) URL. Услуги телекоммуникационных компьютерных сетей. Поисковые системы сети Internet. Ведомственная сеть ФСИН России.

ТЕМА 6. Антивирусная защита

Компьютерные вирусы. Основные понятия и определения. Классификация вирусов. Методы обнаружения и удаления компьютерных вирусов.

Используемая литература: .


Учебно-методическое обеспечение

для самостоятельной работы обучающихся

№ п/п Виды выполняемой самостоятельной работы Время на выполнение, час
1.
Проработать конспект лекций по теме 1
Используя конспект лекций, рекомендованную литературу, изучить материалы по темам 1в соответствии с предложенным содержанием
2. Тема 2. Технические средства реализации информационных процессов
Самостоятельная работа - 16 часов
Проработать конспект лекций по теме 2
Используя конспект лекций, рекомендованную литературу, изучить материалы по темам 2 в соответствии с предложенным содержанием
Ответить на вопросы для самоконтроля
3.
Самостоятельная работа - 16 часов
Проработать конспект лекций по теме 3
Используя конспект лекций, рекомендованную литературу, изучить материалы по темам 3 в соответствии с предложенным содержанием
Ответить на вопросы для самоконтроля
4. Тема 4. Алгоритмизация и программирование
Самостоятельная работа - 16 часов
Проработать конспект лекций по теме 4
Используя конспект лекций, рекомендованную литературу, изучить материалы по теме 4 в соответствии с предложенным содержанием
Ответить на вопросы для самоконтроля
5. Тема 5. Локальные и глобальные компьютерные сети
Самостоятельная работа - 16 часов
Проработать конспект лекций по теме 5
Используя конспект лекций, рекомендованную литературу, изучить материалы по теме 5 в соответствии с предложенным содержанием
Ответить на вопросы для самоконтроля
6. ТЕМА 6. Антивирусная защита
Самостоятельная работа - 18 часов
Проработать конспект лекций по теме 6
Используя конспект лекций, рекомендованную литературу, изучить материалы по теме 6 в соответствии с предложенным содержанием
Ответить на вопросы для самоконтроля

6. Методические указания для обучающихся
по освоению дисциплины

Изучение дисциплины «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности» предусмотрено на лекциях, практических занятиях и в ходе самостоятельной работы курсантов.

При подготовке по темам модуля обучающимся следует начинать с тщательного ознакомления с рабочей программой учебной дисциплины, где четко обозначено необходимое содержание для успешного освоения материала. Знакомство с содержанием тем позволяет обучающимся определить объем подготовки и тщательно его спланировать.

Исходным пунктом изучения учебного материала является первичное получение информации в виде лекционных конспектов. При этом лекционный материал не должен рассматриваться как исчерпывающая информация по той или иной теме. Информация конспекта призвана лишь сориентировать обучающихся в определенной теме и стимулирует их активную познавательную деятельность, способствует формированию у них твердых знаний по дисциплине. Целесообразно на основе изученного материала проработать конспект с учетом использования рекомендованной литературы, научных статей, монографий и т.д. во время самостоятельной работы.

Самостоятельная работа обучающихся является составной частью учебной работы и имеет целью закрепление и углубление полученных знаний и навыков, поиск и приобретение новых знаний, а также выполнение учебных заданий, подготовку к предстоящим занятиям, зачетам и экзаменам.

При реализации программы учебной дисциплины «Математика» используются различные образовательные технологии – аудиторные занятия проводятся в форме лекций, практические занятия организуются с выполнением практических заданий, обсуждением проблемных вопросов и конкретных ситуаций, решением задач. В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данной специальности используются интерактивные формы работы.

7. Фонд оценочных средств для проведения
промежуточной аттестации

Фонд оценочных средств – это совокупность учебно-методических материалов (контрольных заданий, описаний форм и процедур), предназначенных для оценки качества освоения обучающимися данной дисциплины как части основной образовательной программы.

Цель –оценить соответствие знаний, умений и уровня приобретенных компетенций обучающихся целям и требованиям основной образовательной программы в ходе проведения текущего контроля и промежуточной аттестации.

Основная задача – обеспечить оценку уровня сформированности общекультурных и профессиональных компетенций, приобретаемых обучающимся в соответствии с этими требованиями.

Контроль знаний обучающихся проводится в форме текущей и промежуточной аттестации.

К контролю текущей успеваемости относятся проверка знаний, умений и навыков обучающихся:

на занятиях;

по результатам выполнения обучающимися индивидуальных заданий во время самостоятельной работы;

по результатам проверки качества конспектов лекций и иных материалов;

по результатам выполнения тестовых заданий.

В качестве оценочных средств на протяжении семестра могут использоваться: тестирование, проверка конспектов лекций, проверка выполнения контрольных работ. Контроль за выполнением обучающимися каждого вида работ может осуществляться поэтапно и служит основанием для промежуточной аттестации по дисциплине.

Обязательными видами текущего контроля успеваемости являются тестирование остаточных знаний, промежуточный контроль текущей успеваемости, тестирование перед зачетом.

Тестирование остаточных знаний проводится в течение первых двух недель учебного семестра во время самостоятельной работы.

Промежуточный контроль текущей успеваемости проводится, как правило, в середине периода времени, запланированного календарным учебным графиком для теоретического обучения, во время учебных занятий или самостоятельной работы.

Тестирование перед зачетом проводится перед началом промежуточной аттестации во время самостоятельной работы.

Форма проведения промежуточной аттестации – устный ответ по вопросам, сформулированным с учетом содержания учебной дисциплины и практическое задание. Оценка по результатам экзамена: отлично, хорошо удовлетворительно и неудовлетворительно.


Примерный перечень вопросов к зачету

(1 курс)

1. Понятие информации, информационных процессов, информационной системы в УИС.

2. Информационная деятельность сотрудника УИС в процессе выработки управленческих решений. Замкнутые и разомкнутые информационные системы управления, назначения обратной связи.

3. Формы представления и свойства информации. Количество информации.

4. Меры и единицы измерения количества и объема информации.

5. Системы счисления. Позиционная система счисления.

6. Связь чисел двоичной системы счисления, десятичной и шестнадцатеричной.

7. Арифметические операции в двойной системе счисления.

8. Логические основы вычислительной техники. Алгебра логики.

9. Логические функции. Базовые логические операции.

10. Информационные революции. Информатизация общества.

11. Информатизация УИС согласно концепции развития уголовно-исполнительной системы.

12. Основные этапы истории развития вычислительной техники.

13. Поколения развития ЭВМ.

14. Понятие и обобщенная структура архитектуры вычислительной техники.

15. Принципы работы вычислительной техники как формального исполнителя алгоритмов (программ).

16. Понятие компьютерной системы обработки информации в УИС и её составляющие.

17. Состав и назначение основных элементов компьютера, их функции и характеристики.

18. Магистрально-модульный принцип построения компьютера.

19. Устройства ввода и вывода информации.

20. Структура программного обеспечения компьютера, назначение его составных компонентов.

21. Операционная система компьютера (назначение, состав, способ организации диалога с пользователем). Загрузка компьютера.

22. Файловая система компьютера. Папки. Файлы (имя, тип, путь доступа). Типы файлов.

23. Операции с файлами и папками в среде операционной системы.

24. Текстовый редактор. Назначение, основные возможности.

25. Электронные таблицы. Назначение и основные возможности.

26. Графический редактор. Назначения и основные возможности.

27. Система управления базами данных (СУБД). Назначение и основные возможности.

28. Этапы решения задач на компьютере.

29. Понятие алгоритма.

30. Исполнители алгоритмов.

31. Свойства алгоритмов.

32. Типы алгоритмов и формы их представления.

33. Циклические алгоритмы. Команда повторения.

34. Разработка алгоритмов методом пошаговой детализации. Вспомогательный алгоритм.

35. Основные принципы структурного программирования.

36. Объектно-ориентированный подход в информационных технологиях.

37. Сетевые технологии передачи и обработки информации.

38. Теория компьютерных сетей: определения, классификации и основные понятия.

39. Телекоммуникационные компьютерные системы: их основные компоненты, функции и характеристики.

40. Типы каналов связи ТКС.

41. Типы сигналов в ТКС.

42. Режимы передачи в ТКС.

44. Протоколы телекоммуникационных компьютерных систем и их основные функции.

45. Сетевое телекоммуникационное аппаратное обеспечение.

46. Сетевое телекоммуникационное программное обеспечение.

47. Локальные вычислительные сети (ЛВС).

48. Топология ЛВС. Особенности построения и управления.

49. Сетевое программное обеспечение.

50. Технология «КЛИЕНТ-СЕРВЕР».

51. Понятие глобальной сети Internet и предоставляемые ею возможности.

52. Протоколы передачи информации в Internet.

53. Адреса компьютеров в Internet.

54. Система доменных имен.

55. Универсальный указатель ресурса (адрес) URL.

56. Услуги телекоммуникационных компьютерных сетей. Поисковые системы сети Internet.

57. Ведомственная сеть ФСИН России.

58. Компьютерные вирусы.

59. Основные понятия и определения.

60. Классификация вирусов.

61. Методы обнаружения и удаления компьютерных вирусов.


Литература

Основная

1. Коноплева, И. А. Информационные технологии: учеб. пособие / И. А. Коноплева, О. А. Хохлова, А. В. Денисов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Проспект, 2011. – 328 с.

2. Артюшков, И. В. Информатика: учеб. пособие / И. В. Артюшков [и др.] ; под ред. Б. Е. Одинцова, А. Н. Романова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Вузовский учебник; ИНФРА-М, 2012. – 409 с.

3. Голицына, О. Л. Информационные технологии: учеб. для студентов / О. Л. Голицына [и др.]. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М. : Форум; Инфра-М, 2013. – 607 с.

Дополнительная

4. Абдикеев, Н. М. Корпоративные информационные системы управления: учебник / Н. М. Абдикеев [и др.] ; под ред. Н. М. Абдикеева, О. В. Китовой. – М. : Инфра-М, 2014. – 464 с.

5. Черников Б. В. Информационные технологии управления: учеб. для студентов вузов / Б. В. Черников. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Форум: Инфра-М, 2013. – 367 с.

Нормативно-правовые акты

Не предусмотрено.

Программное обеспечение

Операционная среда MS Windows, пакет прикладных программ MS Office, язык программирования Pascal.

11. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для проведения лекционных занятий используются проектор, ноутбук.


1. Цели и задачи освоения дисциплины..............................................................
2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы..............................................................................................................
3. Требования к результатам освоения дисциплины.........................................
4. Содержание структура дисциплины...............................................................
5. Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины...........................
6. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.......
7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации......
8. Литература.........................................................................................................
9. Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети Интернет, базы данных, информационно-справочные и поисковые системы...........................
10. Программное обеспечение.............................................................................
11. Материально-техническое обеспечение дисциплины.................................

ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рабочая программа дисциплины

по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения

Специализация – Психолого-педагогическая коррекция и реабилитация лиц девиантного поведения

Узкая специализация – Организация психолого-педагогической работы в УИС

Квалификация (степень) выпускника «социальный педагог»

Рязань 2016


ББК 32.81р30

Рецензенты:

М. Б. Каплан , кандидат технических наук, доцент (Рязанский государственный радиотехнический университет);

В. В. Теняев , кандидат физико-математических наук, доцент (Академия ФСИН России)

И74 Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности: рабочая программа дисциплины / авт.-сост. Т. А. Жильников. – Рязань: Академия ФСИН России, 2016. – 17 с. Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050407 Педагогика и психология девиантного поведения, утвержденного приказом Минобрнауки России от 24 декабря 2012 г. № 2062. Типовая (примерная) программа по дисциплине отсутствует. Обсуждена и одобрена на заседаниях кафедры математики и информационных технологий управления 25 сентября 2015 г., протокол № 12; методического совета академии 6 ноября 2015 г., протокол № 3.

Начальник обеспечивающей кафедры

кандидат физико-математических наук, доцент М. И. Купцов

1. Цели и задачи освоения дисциплины

Целью освоения учебной дисциплины «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности» является формирование общекультурных и профессиональных компетенций, определяющих способность специалиста работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации, применять в профессиональной деятельности автоматизированные информационные системы, используемые в психологии, автоматизированные рабочие места, проводить информационно-поисковую работу с последующим использованием данных при решении профессиональных задач, соблюдать в профессиональной деятельности требования правовых актов в области защиты государственной тайны и информационной безопасности, обеспечивать соблюдение режима секретности.

Основными задачами являются:

– изучение основных методов, способов и средств получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации;

– получение навыков компьютерной обработки служебной документации, статистической информации и деловой графики;

– изучение методов и средств обеспечения информационной безопасности с целью предотвращения несанкционированного доступа, злоумышленной модификации или утраты служебной информации.

2. Место учебной дисциплины в структуре

основной образовательной программы

Учебная дисциплина «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности» относится к базовой (обязательной части) естественнонаучного цикла (С.2) и базируется на общеобразовательном предмете «Информатика».

До начала изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:

знать:

основные понятия и определения информатики; базовые логические принципы построения вычислительной техники; общее устройство персонального компьютера; основные виды информационных технологий;

уметь:

обрабатывать на персональном компьютере текстовые, табличные и графические документы;

владеть:

навыками работы на персональном компьютере.

Учебная дисциплина формирует общекультурные и профессиональные компетенции, необходимые для прохождения учебных и производственных практик, выполнения научно-исследовательской работы, освоения модулей математического и естественнонаучного, а также профессионального цикла.


3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения учебной дисциплины «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности» направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данной специальности:

– способности работать с различными источника информации, информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации (ОК-14);

– способности соблюдать в профессиональной деятельности требований правовых актов в области защиты государственной тайны и информационной безопасности, обеспечивать соблюдение режима секретности (ПК-28).

В результате изучения учебной дисциплины будущий специалист должен:

знать:

основные математические и статистические методы обработки данных, полученных при решении основных профессиональных задач;

уметь:

получать, обрабатывать и интерпретировать данные исследований с помощью математико-статистического аппарата;

владеть:

навыками использования в профессиональной деятельности базовых знаний в области информатики и современных информационных технологий, использования ресурсов Интернет.

Общая трудоемкость учебной дисциплины «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности» составляет 3 зачетных единицы (108 часа).

Форма контроля для заочной формы обучения 1 курс – контрольная работа, зачет.


Учебно-тематический план

№ п/п Наименование разделов и тем Всего Контактная работа с преподавателем Самостоятельная работа
Всего часов Лекции Семинарские занятия Практические занятия Др. виды занятий
1 курс
1. Тема 1. Основные понятия и методы теории информатики и кодирования. Сигналы, данные, информация. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации - -
2. Тема 2. Технические средства реализации информационных процессов
3. Тема 3. Программные средства реализации информационных процессов
4. Тема 4. Алгоритмизация и программирование - -
5. Тема 5. Локальные и глобальные компьютерные сети.
Тема 6. Антивирусная защита
Всего - -

ТЕМА 1. Основные понятия и методы теории информатики и кодирования. Сигналы, данные, информация. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации

Понятие информации, информационных процессов, информационной системы в УИС. Информационная деятельность сотрудника УИС в процессе выработки управленческих решений. Замкнутые и разомкнутые информационные системы управления, назначения обратной связи. Формы представления и свойства информации. Количество информации. Меры и единицы измерения количества и объема информации. Системы счисления. Позиционная система счисления. Связь чисел двоичной системы счисления, десятичной и шестнадцатеричной. Арифметические операции в двойной системе счисления. Логические основы вычислительной техники. Алгебра логики. Логические функции. Базовые логические операции.

Используемая литература: .

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Изучив эту тему, вы узнаете: что такое информационная технология и ее инструментарий; как соотносятся между собой информационные системы и информационные технологии; каковы этапы развития информационной технологии.

3 слайд

Описание слайда:

Материальная и информационная технологии Слово «технология» происходит от греческого techne, что в переводе означает «искусство», «мастерство», «умение». С определенной точки зрения, все перечисленные понятия могут трактоваться как процессы. Под процессом следует понимать определенную совокупность действий, направленных на достижение поставленной цели.

4 слайд

Описание слайда:

Технология материального производства Под технологией материального производства понимают процесс, определяемый совокупностью средств и методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья или материала. Технология изменяет качество или первоначальное состояние материи Цель технологии материального производства - выпуск продукции, удовлетворяющей тем или иным потребностям человека или системы.

5 слайд

Описание слайда:

Информационная технология - это процесс, использующий совокупность средств и методов обработки и передачи данных и первичной информации для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления. Цель информационной технологии - производство информации для ее последующего анализа и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.

6 слайд

Описание слайда:

Информационная технология В современном обществе основным техническим средством технологии обработки информации служит персональный компьютер. Внедрение персонального компьютера в информационную сферу и использование телекоммуникаций определило новый этап развития информационной технологии - компьютерный. К этим же технологиям относятся коммуникационные технологии, которые обеспечивают передачу информации разными средствами, а именно: телефон, телеграф, телекоммуникации, факс и др.

7 слайд

Описание слайда:

Принципы компьютерной информационной технологии интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером; интеграция с другими программными продуктами; гибкость процесса изменения как данных, так и постановок задач. Понятие информационные компьютерные технологии замещается понятием «информационные технологии». Это связано с тем, что практически любая информационная технология стала немыслимой без компьютеров и специализированного программного обеспечения.

8 слайд

Описание слайда:

Инструментарий информационной технологии Технологический процесс материального производства реализуют с помощью различных технических средств, к которым относятся: оборудование, станки, инструменты, конвейерные линии и т. п. В роли технических средств производства информации выступает аппаратное, программное и математическое обеспечение этого процесса. С их участием первичная информация перерабатывается в информацию нового качества. Инструментарий информационной технологии - это совокупность программных продуктов, установленных на компьютере, технология работы в которых позволяет достичь поставленную пользователем цель. К инструментарию можно отнести, например, все известные программные продукты общего назначения: текстовые процессоры, настольные издательские системы, электронные таблицы, системы управления базами данных, электронные записные книжки, электронные календари и т. п.

9 слайд

Описание слайда:

Информационные технологии и информационные системы Информационная технология является процессом, состоящим из четко регламентированных правил выполнения операций и действий над данными, хранящимися на компьютерах. Ее основная цель - получить необходимую для пользователя информацию в результате целенаправленных действий по переработке первичной информации. Информационная технология может существовать и вне сферы информационной системы. Информационная система - это среда, составляющими элементами которой являются работники, компьютеры, компьютерные сети, программные продукты, базы данных, различного рода технические и программные средства связи. Ее основная цель - хранение, обработка и передача информации. Информационная система представляет собой систему «человек-компьютер» для обработки информации. Реализация функций информационной системы невозможна без знания ориентированной на нее информационной технологии. Таким образом, информационная технология является более емким понятием, отражающим современное представление о процессах преобразования информации в информационном обществе. Она представляет собой совокупность четких целенаправленных действий по переработке информации, в большинстве случаев - при помощи компьютера. Информационная система служит для поддержки принятия решений человеком, который для получения необходимой информации должен владеть и умело применять компьютерную информационную технологию.

10 слайд

Описание слайда:

История развития информационной технологии Первый этап (до второй половины XIX века) - «ручная» информационная технология, инструментарий которой составляют: перо, чернильница, бухгалтерская книга. Коммуникации осуществляются ручным способом, с помощью почтовой пересылки писем, пакетов, депеш. Основная цель технологии - представление информации в нужной форме.

11 слайд

Описание слайда:

История развития информационной технологии Второй этап (с конца XIX века) - «механическая» технология, инструментарий которой составляют: пишущая машинка, телефон, фонограф, почта, оснащенная более совершенными средствами доставки. Основная цель технологии - представление информации в нужной форме более удобными средствами.

12 слайд

Описание слайда:

История развития информационной технологии Третий этап (40-60-е годы XX века) - «электрическая» технология, инструментарий которой составляют: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, копировальные аппараты, портативные магнитофоны. Изменяется цель технологии. С формы представления информации акцент постепенно перемещается на формирование ее содержания.

Похожие публикации