Государственный социально - гуманитарный университет
Обсуждение законопроекта «Об образовании в РФ» в МГОСГИ Версия для печати Отправить на e-mail

    В результате обсуждения проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в различных подразделениях Московского государственного областного социально-гуманитарного института были получены следующие предложения и замечания (в обсуждении проекта приняли участие преподаватели, сотрудники, студенты).

Технологический факультет:
1. Исключить из закона введение обязательного дошкольного образования.
2. Сохранить в законе начальное профессиональное образование как самостоятельный уровень.
3. Считать образовательную область «Технология» одной из приоритетных, как это признано в таких странах как: Англия, США, Китай и др.
4. Обратить внимание на реализацию технологических профилей в старшей школе.

Филологический факультет:
1. Детальнее разработать финансово-экономическое обоснование законопроекта;
2. Подробнее проработать положение о дистанционном обучении;
3. Оставить без изменения существующую систему высшего и профессионального образования;

Факультет физической культуры и спорта:
1. В проекте закона отмечается недостаточная проработанность вопросов статуса педагогических работников, новой типологии образовательных организаций, начального профессионального образования, электронного образования и дистанционного обучения.
2. В законе необходимо более четко представить вопросы материального и социального обеспечения педагогов, прописать размер студенческих стипендий и бесплатность первого высшего образования.
3. В законопроекте отсутствуют положения, обеспечивающие духовно-нравственное и патриотическое воспитание.
4. В тексте закона должен быть сделан упор на вопросы подготовки кадров профессионального образования. Это особенно актуально так как, несмотря на большой набор и выпуск специалистов педагогических учебных учреждений, работать в школы идут единицы (дефицит квалифицированных педагогов ощущается особенно остро). На наш взгляд, в законе должна быть более четко прописана ответственность выпускников.

Факультет иностранных языков:
   В обсуждении приняли участие декан, методист факультета иностранных языков, заведующая и преподаватели кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации, заведующая и преподаватели кафедры французского и немецкого языков, студенты факультета.
Предложения:
1. Прежде всего, мы солидарны со многими представителями российской профессуры по поводу предложения «точно определиться с уровнями образования». Мы считаем, что в уровнях в обязательном порядке должен присутствовать специалитет (цепь – «бакалавр-специалист-магистр). (Особенно, если учесть негативный опыт наших зарубежных партнеров, которые когда-то исключили специалитет, а теперь страдают!!!). 2. В законопроекте не нашел должного решения вопрос соотношения изучаемых языков: английского, немецкого, французского и испанского. Исходя из основных положений Болонского соглашения, мобильность и эффективность обучения студентов непосредственно связано с хорошими знаниями всех европейских языков.
3. Необходимо внести уточнение о том, что программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) составляет не более 3-х лет для очной формы обучения.
4. Пункт 6 стр. 173: необходимо убрать тавтологию «за счёт средств бюджета бюджетной системы».
5. Пункт 2 стр. 184: необходимо дать разъяснение понятиям «академический и прикладной бакалавриат».
6. Представляется целесообразным дать возможность институтам заниматься реализацией программ магистратуры, если в институте уже открыты аспирантуры по данной специальности.
7. Образовательные профили должны своевременно меняться в зависимости от рынка труда.

Психологический факультет совместно с кафедрой психологии:
   В обсуждении принимали участие д.пс.н., пр. И.М. Ильичева, д.пс.н. Р.В. Ершова, к.пс.н., доц. Н.Н. Денисевич, к.пс.н., доц. Л.В. Орлова, ст.преп. О.И. Одарущенко, ст.преп. Е.Л. Калашникова и студенты факультета.
По результатам обсуждения были выдвинуты следующие замечания:
1. К главе 1, статья 2 - Необходимо дополнить понятийный аппарат закона дополнительными терминами: «профессиональная подготовка», «экспериментальный образовательный проект».
2. К главе 4, статье 37 - Стипендия является социальной выплатой, предложить осуществлять её напрямую через социальную карту через ПФ РФ, а не через ВУЗы. Это будет более прозрачная и контролируемая система и уменьшится число злоупотреблений. А ВУЗ при желании может назначать из своих внебюджетных средств только надбавки для хорошо успевающих студентов.
3. Статья 21, пункт 4 - Вместо «... по выработке государственной политике...» должно быть «... по выработке государственной политики» (орфографическая ошибка).
4. В целях обеспечения уровня гарантий обучающихся предлагается предусмотреть важные и единые для всех элементы порядка применения дисциплинарных взысканий к обучающимся, которые в настоящее время установлены в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (п. 9 ст. 16), а именно дополнить статью 44 частью 4 следующего содержания:
«4. Дисциплинарное взыскание, в том числе отчисление, может быть наложено на обучающегося после получения от него объяснения в письменной форме. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее чем через один месяц со дня обнаружения проступка и не позднее чем через шесть месяцев со дня его совершения, не считая времени болезни обучающегося и (или) нахождения его на каникулах.».
5. Увеличить процент обучаемых за счет средств федерального бюджета с 9% до 25%. Так как такой низкий процент бюджетных мест сильно ударит по региональным образовательным учреждениям высшего профессионального образования.
6. В обсуждаемом проекте закона об образовании вообще отсутствуют вопросы оплаты труда работников образования. Это дает возможность предположить, что теперь работники высшего образования не будут получать никаких надбавок ни за учёную степень, ни за занимаемую должность. В этой связи, представляется целесообразным дополнить обсуждаемый проект закона нормами, определяющими способ оплаты труда педагогических работников.
7. К главе 10, статье 90, части 2 - Считаем необходимым внести в закон "Об образовании" кроме двух названных организаций еще одну - детский сад комбинированного вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности в разном сочетании).
8. К главе 4, статье 37 - В пункте 2 в перечень стипендий добавить «…государственные социальные стипендии». Пункт 6 дополнить словами «…размеры академических стипендий ежегодно индексируются в соответствии с инфляцией».
9. К главе 16, статье 124 - Пункт 3 гласит: ”Программы повышения квалификации направлены на совершенствование имеющихся и (или) освоение новых компетенций с целью приобретения новых квалификаций”. Однако статья 126 о выдаче документов о дополнительном профессиональном образовании в перечислении документов содержит только 2 вида: а) удостоверение о повышении квалификации; б) диплом о профессиональной переподготовке. Предлагается оставить программы профессиональной переподготовки с присвоением дополнительной квалификации.
10. К главе 10, статье 89, части 6 - Родитель должен иметь выбор - отдать ребенка в дошкольное образовательное учреждение или оставить на воспитание в семье. И получать за это компенсацию, близкую к прожиточному минимуму. Таким образом, дошкольное семейное образование вне организаций поможет решить проблему недостатка дошкольных учреждений.
11. По тексту законопроекта применяется понятие «класс интегрированного обучения», в связи с чем необходимо ввести определение понятия «интегрированное обучение».
12. К главе 4, статье 34, части 1 - п.п.3 п.1 «обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе на ускоренный курс обучения, в пределах осваиваемой образовательной программы» дополнить словами: «в порядке, предусмотренном образовательным учреждением».

Факультет математики, физики, химии, информатики:
1. Необходимо поддержать педагогических работников, защитить их статус и сохранить российские образовательные традиции.
2. Закон должен содействовать сохранению кадрового педагогического потенциала.
3. Закрепить статус педагогического работника, чье материальное обеспечение и социальный пакет должны быть идентичными обеспечению госслужащих.
4. Надо отстоять малокомплектные сельские школы, так как это залог будущего развития этих населенных пунктов.

Экономический факультет:
1. Включить в закон обязательную выплату социальной стипендии и возможность получения материальной помощи для студентов как бюджетной, так и внебюджетной формы обучения, как отражение принципа социальной защиты студенчества.
2. Необходимо уточнить структуру особенности построения и функционирования «Рынка образовательных услуг» с прописыванием в законе прав и обязанностей основных субъектов данного рынка.
3. Повысить минимальный размер оклада работникам образования до 1,5 -2 МРОТ и привязать минимальный размер оклада к минимальному размеру оплаты труда.
4. Установить надбавки за стаж работы в образовательных организациях дифференцированно в размере от 1 до 5 % от должностного оклада за каждый год стажа.
5. Установить предельные размеры оплаты за проживание в общежитии, коммунальные бытовые услуги для студентов в размере не более 5 % установленной стипендии.
6. Обязать руководителей учебных организаций выплачивать в обязательном порядке из в/б средств выплаты работникам, имеющим почетные звания Российского значения.

Факультет истории, управления и сервиса:
1. статья 30
Предлагаем прописать более детально ответственность за достоверность предоставляемой информации, особенно той, что расположена в сети.
2. К статье 113 ч. 2, 3
Предлагаем расширить права институтов по подготовке научно-педагогических кадров, не ограничивая их деятельность только рамками "бакалавриата".
Полагаем, что необходимо добавить "Социальные стипендии", добавить несколько пунктов, которые сейчас есть в 122 ФЗ и устанавливают порядок выплаты социальной стипендии.

Центр развития образования МГОСГИ:
1. Гл.1, ст. 3. - основные принципы правового регулирования отношений в сфере образования. Требуется комментарий или расшифровка двух принципов, 4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях,5) запрещение дискриминации в сфере образования, включенных в эту статью.
2. Гл.2, ст.15, п.3 - отсутствие в системе образования уровня начального профессионального образования Современная система НПО выполняет важные экономические, социальные, образовательные функции. Входящие в ее состав учреждения обладают материальной базой и достаточным уровнем профессиональной подготовки педагогов и мастеров профессионального обучения. Безусловно, система НПО требует модернизации, но сохранение ее как самостоятельного уровня профессиональной подготовки, на наш взгляд, является принципиально важным.
3. Гл.12, ст.102, п.1. – профессиональное обучение как ускоренное приобретение гражданами умений и навыков. Современное развитие производства требует качественное подготовки не только специалистов, технологов, но и рабочих, что в условиях ускоренного обучения вряд ли возможно.
4. В ВУЗах необходимо сохранить аспирантуру – она залог развития научного потенциала образовательного учреждения и основа для подготовки собственных педагогических кадров.
Работникам образования – статус государственных служащих! Это не сразу, но даст России шанс интеллектуального, научного, технологического и социального прорыва.

Учебно-методическое управление:
1. Вызывает серьезные сомнения целесообразность и рациональность содержания ст.113 гл.14 проекта Закона. Исходя из деления образовательных организаций высшего образования на колледжи, институты и университеты, принцип разделения которых связан не с количеством реализуемых направлений, специальностей контингентом студентов и т.д., а с качеством и уровнем высшего образования, который они реализуют, получается парадоксальная ситуация: не все высшее образование - одинаково высшее! Ведь образовательные структуры высшего образования, лишенные возможности развивать свои научные школы, производить фундаментальные и прикладные научные исследования окажутся лишенными потенциала для инновационного развития.
   Ограничение прав институтов выполнять фундаментальные и прикладные научные исследования в разных или смежных областях науки, приведет к тому, что они окажутся способными лишь на воспроизводство практик, достаточных для подготовки бакалавров (прикладных или академических).
   Существует и фактор научно-педагогических кадров, обеспечивающих образовательный процесс в высших учебных заведениях, вне зависимости от его типа, обладающих высоким научным потенциалом и способных осуществлять подготовку научно-педагогических кадров для высшей школы и научные исследования. Отказывать им в этой возможности, только на том основании, что им «не хватило» места в университете, и они работают в институте или колледже, слабое основание для государства, претендующее на инновационное развитие. Представляется, что в интересах общества и государства максимально поощрять научные исследования в любых видах высших учебных заведений.
2. Ст. 113 является спорной для отечественного образования: она ликвидирует академии и, фактически, уничтожает существующие институты. При нынешнем положении институты уже потеряли право вести прием на специалитет, поэтому, следуя логике, закон позволяет только «доучить» специалистов.
   В статье 113 отсутствует причинно-следственное обоснование необходимости изменения видов организации высшего образования на колледж-институт-университет. Это нарушает традиционное восприятие данных организационных структур. Не регламентированы квалификационные требования к педагогическим работникам всех видов образовательных организаций.
Разница между бакалаврами института и бакалаврами колледжа не ясна (особенно, в части прикладного бакалавриата). Таким образом, закон ухудшает положение институтов, равно как и положение абитуриентов и студентов, поскольку ограниченное число мест в магистратуру и небольшое количество университетов заранее обрекает многих бакалавров остаться «за бортом».
Считаем, что необходимо оставить академии в системе образовательных организаций. Академии являются традиционными видами высших учебных заведений России. Ими наработан значительный опыт в подготовке высококвалифицированных кадров. Ликвидация или реорганизация академий разрушит сложившуюся отечественную образовательную систему, существенно снизит качественный уровень научно-педагогических кадров страны, не позволит проводить фундаментальные и научные исследования, приведет к сокращению работающих и обучающихся.
   Представляется нецелесообразным отнесение колледжей к числу образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы высшего образования. Это приведет, по сути, к снижению статуса ВУЗов как образовательных организаций. В случае придания колледжам статуса организации высшего образования, лицензионные показатели должны быть близкими к аналогичным показателям института. В настоящее время в нашей стране нет колледжей, которые соответствовали бы учреждениям высшего образования.
   Лишение института права на ведение магистратуры, аспирантуры, докторантуры ставит под угрозу подготовку научно-педагогических кадров для нужд вузов, как следствие это приведет к оттоку из составов вузов профессоров, докторов наук, что в конечном итоге скажется на качестве образовательного процесса.
   Здесь же необходимо отметить, что в Законопроекте не раскрывается и не получает своего развития в дальнейшем понятие прикладного бакалавриата, впервые упоминаемого в ч. 2 ст. 113 Законопроекта применительно к колледжам.
   Поэтому часть 2 главы 14 статьи 113 предлагаем изложить в следующей редакции:
«В Российской Федерации устанавливаются следующие виды образовательных организаций высшего образования: институт – образовательная организация, основной деятельностью которой является реализация программ бакалавриата (прикладного, академического) и программ подготовки специалиста; академия - образовательная организация, основной деятельностью которой является реализация основных образовательных программ высшего образования всех уровней, осуществление подготовки научных кадров, выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований преимущественно в одной области деятельности. университет – образовательная организация, основной деятельностью которой является реализация основных образовательных программ высшего образования всех уровней, осуществление подготовки научных кадров, выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований в разных областях деятельности».
3. В гл.14 ст.112 полностью отсутствует понятие и регламентация процесса освоения программы подготовки научно-педагогических кадров – «докторантура», что значительно снижает уровень эффективности образовательного процесса и противоречит процедуре лицензирования и аккредитации ВУЗа, в соответствии с которой основным показателем является остепененность профессорско-преподавательского состава ВУЗа, а именно пороговое значение количества докторов наук, а так же требованию ВАК РФ по докторантуре.
4. Во избежание вольной трактовки работодателями формулировки ч.7 ст. 112. «освоение лицом образовательной программы высшего образования соответствующего уровня в образовательной организации высшего образования, имеющей государственную аккредитацию, является условием для занятия им в государственной, муниципальной организации определенной должности, получения должностного оклада и надбавок к нему» конкретизировать дифференциацию назначения на должность в соответствии с квалификацией «бакалавр», «специалист», «магистр».
5. Необходимо предусмотреть возможность поступления и обучения за счет федерального бюджета специалистов по образовательной программе высшего профессионального образования (магистратура) до окончательного перехода на двухуровневую систему подготовки.
6. Целесообразно все пункты про аспирантуру и адъюнктуру выделить в отдельную главу «Послевузовское образование». Сейчас из законопроекта следует, что аспирантура – это часть высшего образования, что совершенно не соответствует действительности. При этом она не упоминается в уровнях высшего образования. Это значит, что каждый может ее воспринимать как угодно. В частности из такого странного подхода следует, что в аспирантуре не будет предоставляться отсрочка от армии, а по ее итогам нельзя будет защитить кандидатскую диссертацию, а всего лишь получить диплом о высшем образовании (второй или даже третий!).
7. Необходимо внести в п.5 ст.117 Закона дополнение о том, что к освоению программ магистратуры определенного направления подготовки допускаются лица, имеющие высшее образование - бакалавриат по соответствующему направлению подготовки. Иначе, может получиться ситуация, когда лицо, четыре года обучающееся, например, юриспруденции и получившее степень бакалавра, будет считаться менее ценным специалистом, чем лицо, обучающееся юриспруденции два года и получившее степень «магистр».
8. Необходимо внести в п.2 ст.113 Закона дополнение о том, что институты, если они отвечают всем необходимым требованиям, также как и университеты, могут заниматься реализацией программ магистратуры. (Приказ Рособрнадзора от 30.09.2005 N 1938 (ред. от 25.04.2008) «Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений»).
9. В тексте законопроекта недостаточно системно и последовательно развивается принцип интеграции образования и науки. В статье, посвященной интеграции образовательной и научно-исследовательской деятельности в высшем образовании не определена процедура их системного согласования. В статье приведены инструменты осуществления образовательной организацией научно-исследовательской деятельности, однако собственно пути интеграции образовательной и научно-исследовательской деятельности в высшем образовании практически не нашли отражения.
10. Необходимо вернуть в категорию льготников, пользующихся правом приема в образовательное учреждение, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также вернуть льготы на внеконкурсное поступление в ВУЗ для такой категории как инвалиды первой и второй группы необходимо сохранить! Для многих людей, не отличающихся крепким здоровьем, это единственная возможность поступить в институт и получить высшее образование.
11. Нужно обязательно оставить "ускоренную (сокращенную) форму обучения для специалистов, на базе среднего профессионального образования, в том числе по очно-заочной и заочной формам".
12. Необходимо добавить уточнение, что если первое высшее образование получено гражданином на коммерческой основе, то второе высшее образование он может получить за счёт бюджета. Необходимо уточнить формулировку «только один раз».

Воспитательный отдел:
   На заседании воспитательного отдела института было обсуждение проекта федерального закона «Об образовании в РФ». В целом концепция законопроекта вызвала одобрение у сотрудников данного ведомства, но были внесены предложения рекомендательного характера:
1. Сделать более прозрачным вопросы о финансировании внеучебных мероприятий (творческих, спортивных, участие в выездных конкурсах-фестивалях и т.п.).
2. Продумать систему поощрения внебюджетных студентов.

Проректор по безопасности - Цимбалова Надежда Николаевна:
   В настоящее время утрачен институт профессиональных технических училищ. В большинстве регионов система профтехобразования просто разрушена из-за финансирования.. Финансирование ПТУ в начальном периоде реформы должно осуществляться централизовано из Федерального бюджета и строго контролироваться общественными организациями создаваемыми при Управлениях образованием муниципалитетов.
   Необходимо исключительно для всех учебных, в том числи и дошкольных, заведениях предусмотреть финансирование на обеспечение безопасности учащихся.

Административно-хозяйственная служба.
   В соответствии с разработкой проекта федерального закона «Об образовании Российской Федерации», а так же с приказом Министра образования Московской области от 31.12.10г. №3924 «Об организации работы по совершенствованию нормативной правовой базы Министерства образования Московской области», было организованно общее собрание административно-хозяйственной службы ГОУ ВПО «МГОСГИ». В ходе обсуждения законопроекта, собрание выдвинуло следующее предложение, что:
   В последние годы резко ослабла учебная дисциплина студентов, снизилась требовательность и объективность при выставлении зачётов и экзаменационных оценок. Студенты могут не ходить на лекции, пропускать занятия, просто ничего не делать, не учиться и практически деканат никак не может воздействовать в семестре на таких студентов. Невозможно их отчислить в семестре за злостную неуспеваемость. ВУЗы тянут неучащихся студентов и стараются не отчислять бездельников и неспособных, поскольку финансирование ВУЗа идёт из расчёта числа обучающихся студентов. Вместо того чтобы повысить требования к текущей академической дисциплине студентов в Законе предполагается либерализация, - отчисление через суд. Что ж, ВУЗы не будут отчислять бездельников, а студенты, зная это, вообще не будут учиться.
Дипломы будут, а специалистов не будет.

Последнее обновление ( понедельник, 07 марта 2011 )
 
След. >

Наши филиалы


 

Доступная среда


Доступная среда ГСГУ

Мы в социальных сетях

 
 
 
 

Информация

Авторизация






Забыли пароль?
Вы не зарегистрированы. Регистрация