Государственный социально - гуманитарный университет
Международная конференция «Ф. М. Достоевский в диалоге культур» Версия для печати Отправить на e-mail

Международная конференция

«Ф. М. Достоевский в диалоге культур»

Конференция, организованная Коломенским государственным педагогическим институтом и Международным обществом Достоевского при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект 09-04-00486г/Р) собрала представителей столичных и провинциальных научных школ филологии, философии, культурологи, а также ученых ближнего и дальнего зарубежья (Германия, Франция, США, Япония, Чехия, Румыния, Польша, Финляндия, Латвия, Украина, Молдова,  Казахстан).

Всего было прочитано 67 докладов и вынесено на обсуждение 20 стендовых докладов.

 Работа велась на трех пленарных заседаниях и в шести секциях. Уже на первом пленарном заседании была остро поставлена основная проблема конференции – диалог культур как способность к диалогу, противостоящая глухоте самодостаточного сознания (Т.А. Кошемчук, Санкт-Петербург), как мировоззренческая категория (Т.А. Касаткина, Москва) и как проявление культурного универсализма (К. Кропачевски, Познань, Польша). Прения по докладам обозначили серьезное различие в интерпретации наследия Достоевского между, условно говоря, секулярно-гуманитарным и религиоведческим подходами. По существу, это два мировоззрения, и выстраивание подлинного диалога между ними – одна из самых насущных задач современной гуманитарной науки. В целом, можно надеяться, что конференция в Коломне в какой-то мере способствовала преодолению глухоты, и прежде всего враждебных стереотипов, препятствующих диалогу культурных традиций и сложившихся к настоящему времени научных школ.

  Работа секции «Достоевский. Образы России и Запада» способствовала продвижению в указанном направлении.  В докладе В.А. Котельникова (Санкт-Петербург) «Достоевский и Стивенсон: метаморфозы преступления и наказания» была выявлена знаменательная переогласовка проблематики русского писателя у западного продолжателя. Эта переогласовка, как было показано в докладе, идет от глубоких конфессиональных корней. «Послание» России к миру было истолковано как метафизика любви в докладе А.Г. Гачевой (Москва) «Любовь венец бытия»: Достоевский и религиозная философия любви в России». Эта тема получила свое продолжение в докладе О.Т. Ермишина (Москва) «Ф.М. Достоевский и образ России в философии русской эмиграции (В.В. Зеньковский, Б.П. Вышеславцев, Ф.А. Степун)» и др.

 Секция «Достоевский в диалоге с мировой культурой» представила широкий спектр как сравнительно-исторического, так и типологического анализа схождений русского писателя с предшественниками (Библия, Бонавентура, Шекспир, Гете, Скотт, Сервантес, По, Байрон, Луве де Кувре), современниками (Диккенс, Стендаль, Сю), последователями (Жид, Кафка, Камю, Сэлинджер, Чивер, Музиль, Мацейна, Элиаде, Коэльо, чешские писатели). Выделим наиболее фундаментальные проблемы, поставленные докладчиками: современный перевод в контексте исторических метаморфоз культуры и языка (М. Кац, Вермонт, США), индивидуальное и общее в освоении мирового культурного наследия (И.А. Беляева, Москва, С.С. Шаулов, Уфа), национальное своеобразие в формах диалога культур (М. Бубеникова, Прага, Чехия, Е. Логиновская, Бухарест, Румыния), реконтекстуализация в современных интерпретациях литературной классики (М. Пурвис, Прово, США), «континентальная философия» в соотношении с русской мыслью (Е. Черкасова, Бостон, США).

 В секции «Достоевский в диалоге с русской культурой» основное внимание было уделено проблеме национальной культурной традиции. Были выявлены некоторые новые или малоизученные аспекты: отношение Достоевского к масонству, к «женской литературе». Новые материалы или новые акценты были введены в уже традиционные темы: Достоевский и Тихон Задонский, А.Н. Майков, Л. Толстой, Достоевский и русская литература ХХ века, Достоевский и русское зарубежье.

 Секция «Поэтика Достоевского» собрала круг докладчиков, заинтересованно обсуждавших специфику художественного слова Достоевского. Новые подходы и, в частности, новые термины были предложены в докладах А. Ковача (Бухарест, Румыния) «Поэтика контекстуальности у Достоевского», С.В. Савинкова (Воронеж) «К типологии героев Достоевского: семантика “готовности”», А.П. Ауэра (Коломна) «Гротеск в поэтике повести Достоевского «Дядюшкин сон»». Доклад известного японского исследователя К. Итокавы («Нарушение художественности у Достоевского»), «разочаровавшегося» в Достоевском после нескольких десятилетий «очарованности», вызвал бурную полемику, обнаружившую коренные расхождения в самом понимании «художественности», «красоты» и «гармонии». Такого рода полемика, несомненно, полезна для осмысления фундаментальных категорий филологической науки.

  Учитывая место проведения конференции, известный интерес вызвала секция «Достоевский и провинциальная Россия», в особенности доклады, посвященные усадьбе Достоевских «Даровое». Проблемам изучения и реальной реставрации усадьбы Даровое было посвящено также выездное заседание конференции, прошедшее в Даровом, Моногарове и Зарайске. Участникам конференции были представлены итоги работы экспедиций Коломенского государственного педагогического института, последний из археологических раскопов, комплекс дендрологических работ, начало реставрации храма Сошествия Святого Духа.

 Обобщающий проблемный обзор был сделан в докладах В.А. Викторовича (Коломна), Л.А. Воронкиной, Т.Г. Бирюковой (Москва). Два доклада были посвящены наиболее спорной и волнующей теме: был ли убит отец Достоевского. Противоположные ответы дали в своих докладах Г.С. Прохоров (Коломна) и И.Л. Волгин (Москва). Наиболее значимым результатом работы обоих исследователей следует считать введение в научный оборот новонайденных архивных документов. Публикация полного свода документов следственного дела, очевидно, дело ближайшего будущего, что создает предпосылки для более объективного рассмотрения этой проблемы.

 Биографический аспект современного прочтения Достоевского был вынесен на секцию «В кругу Достоевского». Новые факты и документы (неизвестное письмо Достоевского) украсили доклад В.Н. Захарова (Москва) «Оскар Патон, товарищ Достоевского», существенные дополнения в родословную Достоевских внесли доклады Н.Н. Богданова (Москва) «Из разысканий о родственниках писателя», Т.И. Кондратовой (Коломна) «Род Достоевских в Коломне».

 Последние пленарное заседание конференции ознаменовалось двумя остро-дискуссионными докладами: М.В. Загидуллиной (Челябинск) «”Сползание харизмы”: интернет-форумы XXI века о Достоевском» и Л. Которчи (Яссы, Румыния) «Достоевский и современность. (Читая «Дневник писателя»)». В первом из них речь шла о погружении и растворении наследия Достоевского в современной массовой культуре, превращении имени писателя в ходовой ярлык, за которым теряются ценности, им защищаемые. Во втором докладе речь шла о современных интерпретациях политических идей Достоевского. Идея диалога как «наведения мостов» между Западом и Востоком вполне соответствовала общему духу конференции.

  Значительный интерес участников конференции вызвала ее культурная программа, в особенности открывшаяся в культурном центре «Лига» выставка «Достоевский. Дорога детства» (автор А.С. Бессонова, художник П.В. Зеленецкий) и программа «Чаепитие в саду», реализованная во время посещения усадьбы Даровое (авторы Н. Никитина и Е. Дмитриева). Культурная программа, таким образом, стала частью состоявшегося диалога с культурным наследием Ф.М. Достоевского.

 

В. А. Викторович
Последнее обновление ( воскресенье, 03 июля 2011 )
 
< Пред.   След. >

Наши филиалы


 

Доступная среда


Доступная среда ГСГУ

Мы в социальных сетях

 
 
 
 

Информация

Авторизация






Забыли пароль?
Вы не зарегистрированы. Регистрация